Спустя полтора года запорожцев заставляют платить за строительство

В редакцию газеты «Правда» на протяжении нескольких недель обращаются люди с одинаковой проблемой. С начала августа запорожцам поступают письма с требованием оплатить паевое участие в развитии инфраструктуры города. Эти средства должны поступать в бюджет почти с каждого объекта строительства в Запорожье, но проблема в том, что строительство было завершено многие месяцы назад, а деньги просят только сейчас. В ситуации разбирались наши журналисты.
военнослужащих
Иди и плати
– В январе 2014 года у меня зарегистрировали декларацию на ввод объекта в эксплуатацию, – рассказывает житель Запорожья Сергей. – Мы посчитали, сколько взяли строители, я обозначил сумму в 166 тысяч – она указана в декларации. Прошло полтора года, пишет мне Акрытов (директор Департамента архитектуры и градостроительства Запорожского горсовета. – Прим. авт.) письмо, что, мол, так и так, вы должны нам паевое участие. Согласно декларации паевое участие составляет 10% – 16 тысяч, но по их нормативам это 5080 гривен с квадратного метра, то есть 48 тысяч гривен! Самое же главное то, что нормативы, которые они указывают, были приняты в сентябре 2014 года – через девять месяцев после декларации, а мне должны были считать по старым нормативам. Их, кстати, подняли в два раза. К тому же, согласно закону Украины «О регулировании градостроительной деятельности», паевое участие должно пересчитываться заказчиком до принятия объекта строительства в эксплуатацию. У меня объект уже принят, получается меня пытаются задним числом «наклонить».
Аналогичный случай произошел и с владельцем кафе Виталием.
– Сначала мы сделали один этаж, а потом второй. Это одно заведение, но фактически – два объекта, поэтому зимой 2014 года мы решили объединить их в один объект. В ГАСКе нам сказали, что все равно надо все делать через декларацию, к примеру, покрасить коридор, чтобы были хоть какие-то работы. Мы так и сделали, покрасили, объединили. Обошлось это нам в 5 тысяч гривен. Уже в августе текущего года нам пришли письма от Департамента архитектуры и градостроительства, что в 2014 году была декларация и что мы должны заплатить 96 тысяч. Они просто взяли площадь и умножили на придуманную сумму. В тексте они ссылаются на решение горсовета, в решении которого сказано, что должен быть заключен договор. Но договор об оплате никто не заключал. Я считаю, что такие письма имеют примитивно запугивающий характер.
Интересно, что в двух этих случаях и многих других, кто обратился к нам в редакцию, говорят, что обращение Департамента архитектуры и градостроительства доставлялось обычным, а не заказным письмом. То есть фактически факт его вручения не зафиксирован. Некоторые горожане рассказывали нам, что на них уже выходили люди с предложением решить проблему за символическую сумму. Юристы же утверждают, что спустя полтора года после ввода в эксплуатацию объекты не подлежат долевому участию в развитии инфраструктуры по сроку давности.
военнослужащих
Департамент объясняет
Чтобы расставить все точки над «і», мы обратились в Департамент архитектуры и градостроительства городского совета. Там рассказали, что заказчики должны платить паевое участие еще с 1 января 2013 года, когда вступили в силу изменения в Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности».
Согласно ст. 40 закона, заказчик обязан участвовать в развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта. Под этим подразумевается перечисление в местный бюджет определенного процента средств от стоимости строительства. Сессия Запорожского горсовета своим решением установила максимальный возможный процент долевого участия – 10% от сметной стоимости для нежилых зданий и сооружений, а также 4% для жилых домов. Также в законе указано, что заказчик должен самостоятельно обратиться в орган местного самоуправления.
«Договор о долевом участии в развитии инфраструктуры населенного пункта заключается не позднее чем через 15 рабочих дней со дня регистрации обращения заказчика о его заключении, но до принятия объекта строительства в эксплуатацию», – говорится в п. 9 ст. 40 ЗУ.
– Если договор не был заключен, значит заказчик проигнорировал п. 9 ст. 40, то есть он нарушил закон, а также, согласно решению городского совета, нанес ущерб территориальной громаде, – рассказывает заместитель начальника отдела строительства и инвестиционного развития города Департамента архитектуры и градостроительства городского совета Виктор Валящук. – Но мы понимаем, что не все заказчики знают законодательство. Поэтому мы пишем обращения, просим прийти и предоставить информацию.
Что касается расхождений двух цифр в обращении, рассылаемом заказчикам (по сметной стоимости и стоимости оценки по нормативам), то в департаменте говорят, что это вынужденная мера, чтобы правильно оценить размер паевого участия.
– Смотрите, – Виктор Валящук показывает одну из деклараций о вводе объекта в эксплуатацию. – Торговый комплекс площадью 900 кв. м провел реконструкцию всего за 10 тысяч гривен, а значит, паевое участие составляет всего 1000 гривен. И таких случаев множество. Когда депутаты увидели эти случаи, а также отсутствие у заказчиков желания заключать договоры, в сентябре 2014 года они приняли изменения в решение сессии, где установили нормативы для расчета паевого участия. В обращении к заказчику мы пишем, что по декларации такая стоимость, а по нормативу такая. Поэтому принесите смету, проект, мы это рассмотрим на согласовательной комиссии. Если там все правильно, то, пожалуйста, – платите согласно декларации.
В департаменте отмечают, что осведомленность людей о необходимости вносить плату за паевое участие пока на очень низком уровне, но работа в этом направлении ведется, и ситуация постепенно улучшается. На данный момент было разослано более 1000 писем к заказчикам строительства. Деньги в городской бюджет от паевого участия уже поступают. Так, за девять месяцев текущего года было заключено 76 договоров, а местный бюджет получил от долевого участия 7,3 миллиона гривен. К концу текущего года ожидается пополнение бюджета еще примерно на 5 миллионов. За 2013-2014 годы заключили 74 договора на сумму 6,9 миллиона гривен. Также через судебные решения в стадии заключения еще два договора с заказчиками строительства на сумму 6,2 миллиона. В судах рассматриваются и другие иски горсовета. Полученные средства через финансирование расходов бюджета развития города используются исключительно на создание и развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры Запорожья.
военнослужащих
Вопросы
После краткого ликбеза становится понятно, что долевое участие в развитии инфраструктуры города – штука нужная и ее надо оплачивать. Но все равно остаются вопросы. Вопросы депутатам: почему были утверждены именно максимально возможные проценты паевого участия и не слишком ли много это для запорожцев? Вопрос прокуратуре: насколько законны требования оплатить паевое участие в развитии инфраструктуры спустя полтора года с момента ввода объекта в эксплуатацию? Ну и вопрос риторический: много ли запорожцев, затеявших строительство, знают о необходимости платить городу процент для развития инфраструктуры Запорожья?
Но одно мы поняли точно. Если есть возможность выполнить строительные работы, не обращаясь в ГАСК, то лучше делать именно так. Таким образом экономятся и деньги, и время, и нервы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *