Запорожцы остались без работы в результате захвата предприятия
Взлеты и падения
Еще в 1991 году будущий завод «Стеклопласт» (а тогда кооператив «Наладчик») начал работу на рынке автомобильного стекла. Предприятие проводило лабораторные работы, разрабатывало и поставляло оборудование на стекольные заводы, постоянно осваивало передовые технологии. В автомобильной отрасли завод специализировался преимущественно на производстве стекол для автобусов и грузовиков. А с 2005 года, на фоне стабилизации экономики, когда наблюдался рост автопроизводства в Запорожье, Луцке, Черкассах, возник большой спрос на стекло, ЧАО «Стеклопласт» расширил номенклатуру выпускаемой продукции, вышел на новые объемы производства.
В частности предприятие обеспечивало стеклами автомобили «Таврия», «Славута», «Ланос», «ВАЗ-01» и «ВАЗ-08» запорожской сборки, выпускались ветровые, боковые, задние стекла легковушек, автобусов, грузовиков, бронированных авто для украинских автопроизводителей, электротранспортных предприятий и многих других. Под растущее производство предприятие привлекло кредитные средства для приобретения нового оборудования, в том числе уникального для Украины. Но смонтировать и запустить его не удалось – в 2008 году памятный финансовый кризис вызвал спад производства практически во всех отраслях, а «Стеклопласт», работающий на внутреннем (гривневом) рынке, еще и увяз в валютных кредитах.
В 2009–2010 гг. завод вел переговоры с кредиторами о возможной реструктуризации задолжностей с целью диверсификации рынков сбыта и завершения строительно-монтажных работ для запуска нового оборудования, приобретенного за кредитные средства. Переговоры завершились безрезультатно, основной кредитор – банк «Форум» – вышел из переговорного процесса, а один из подрядчиков инициировал процедуру банкротства завода. После этого начался поиск возможного инвестора, который мог бы спасти предприятие. В качестве такового рассматривалась и черкасская компания «Орион-Гласс».
Кому выгодно
«Орион-Гласс» был основным конкурентом «Стеклопласта» на рынке автомобильного стекла, который в Украине более чем на 90 % формируется из импорта. Оставшийся сегмент занимали как раз упомянутые запорожское и черкасское предприятия. «Орион» принято относить к активам Group DF Дмитрия Фирташа. По неофициальной информации, предварительно достигнутая между вчерашними конкурентами договоренность заключалась в разделении рынка – запорожцы уступают черкасскому предприятию сотрудничество с автозаводами, ограничиваясь работой на вторичном рынке запчастей, взамен на инвестиции.
Параллельно велись переговоры с другими потенциальными инвесторами, в результате чего в ноябре 2013 года на «Стеклопласт» вошла новая «команда менеджеров». Однако экономического чуда не произошло. Если в 2013 году «Стеклопласт», хотя и не мог запустить новое оборудование, погасить кредитные обязательства, но работал стабильно, принося прибыль, имея заказы, то уже к концу года производство практически остановилось, коллектив был отправлен на вольные хлеба.
Перед заводской проходной сегодня собираются бывшие работники «Стеклопласта», требующие выдать им справки о сокращении, необходимые для получения пособий или пенсий.
– Я уже четвертый месяц на пенсии, но до сих пор не получил ни копейки, – рассказывает корреспондентам «Правды» один из уволенных работников. Другие сетуют, что отдали заводу по 10-15 лет жизни и требуют спасти производство.
За закрытыми дверьми – военизированная охрана, как говорят, черкасская…
Новых «инвесторов» заводчане называют теперь «нанятыми актерами», намекая на то, что они вошли в доверие к руководству «Стеклопласта», завладели рычагами управления и целенаправленно уничтожили запорожское предприятие. И, разумеется, кивают на «Орион-Гласс». Так или иначе, но принцип римского права искать «кому выгодно» дает веские основания для таких подозрений.
Козел и капуста
Нахождение инвестора было обязательным условием крупнейшего кредитора для подписания мирового соглашения – единственной альтернативе банкротству. Это условие и вынудило владельцев «Стеклопласта» торопиться с поиском инвестиций, из-за чего они и оказались жертвами «инвесторов на доверии». Однако даже из нынешней ситуации имеется цивилизованный выход.
Предположительно основной интерес «захватчики» предприятия испытывают не к земле или недвижимости «Стеклопласта», а к оборудованию, часть которого, наверное, не имеет аналогов в Украине. Приобрести его за бесценок можно будет после реализации имущества, которое все еще можно предотвратить. Сделать это в силах кредиторы «Стеклопласта», влияющие на ликвидатора, от которого, в свою очередь, зависят черкасские «бойцы» (хочется надеяться, что не наоборот).
Сегодня основными кредиторами запорожского предприятия являются банк «Форум» и австрийская лизинговая компания Hypo Group Alpe Adria. Кредит в «Форуме» «Стеклопластом» был получен, когда банк еще являлся украинским, то есть до его приобретения немецким «Commerzbank». За прошедшие годы кредитное учреждение вновь приобрело украинских хозяев – в юридическом лице «Смарт-холдинга» не чужого Запорожью бизнесмена Вадима Новинского.
Нынешняя администрация банка «завела» на «Стеклопласт» ликвидатора, который взял себе в помощники бывшего сотрудника (начальника производства приблизительно до 2008 года) «Стеклопласта» Сергея Стефанова. После ухода с запорожского завода Стефанов работал на руководящей должности в… черкасской компании «Орион-Гласс». И теперь, похоже, «Орион», получивший фактический контроль над запорожским производством, не заинтересован в его возрождении.
Людей опять забыли
Возможный механизм уничтожения запорожского предприятия заключается в выкупе предприятием из группы Дмитрия Фирташа долговых обязательств «Стеклопласта» у банка Вадима Новинского, о чем уже неофициально поговаривают как о свершившемся факте или о достигнутой договоренности. Камнем преткновения может стать цена вопроса – приобретать дорогостоящее оборудование по полной рыночной стоимости, кажется, никто не намерен. Это значит, что банку все-таки придется понести определенный финансовый ущерб. Вопрос – какой именно. Впрочем, убыток может быть совсем не обязательным.
– Я сформировал предложения для кредиторов, суть которых заключается в том, чтобы избавиться от активов, требующих дополнительных затрат, и оставить ту часть оборудования, которая работала до остановки предприятия, – рассказал «Правде» учредитель ЧАО «Стеклопласт» Станислав Коцюба. – Это позволит предприятию работать и погашать долги. Есть часть оборудования, которая так и не была смонтирована, которая требует значительных капитальных и оборотных инвестиций. И есть фирмы, которые заинтересованы в том, чтобы разместить подобное производство у себя. Мы могли бы сделать это на совместных или франчайзинговых условиях. В общем, юридическую формулу найти несложно. Производство автостекла в Украине – это перспективное направление. Предложение конструктивное – я уверен, что кредиторы получат больше, чем они могут получить сейчас от ликвидации предприятия.
Да и возвращение рабочих мест и средств к существованию для работников «Стеклопласта» и членов их семей, получение налоговых отчислений – наверное, эти вопросы должны интересовать власть, которая принимает участие в судьбе местных предприятий, терпящих бедствие. Но почему-то судьба уникального производства не волнует областное и городское руководство. Да и прокуратура, еще в январе возглавлявшаяся Александром Кирилюком, устранилась от правовой оценки действий группы лиц, которые взяли под контроль промышленное предприятие в Запорожье.