Запорожец оказался заложником на арестованном корабле
Моряки же не могут оставить теплоход. Им задолжали зарплату за 12 месяцев, и единственный выход добиться своих денег – оставаться на корабле. Сколько продлится добровольное заключение наших соотечественников, неизвестно – несмотря на постоянные мольбы о помощи, никаких подвижек в деле пока нет.
Происки с «Немо»
О помощи журналистов попросили родственники украинских моряков. По словам жителя Запорожья Валерия Бабакова, уже год его кум, капитан сухогруза «Немо», не может вернуться домой. Общаться с ним мужчина может исключительно по скайпу. Недавно командир корабля сообщил: надежд вернуться на родину с причитающимися по контракту деньгами у экипажа уже не осталось. Единственная возможность хоть как-то решить ситуацию – помощь СМИ.
– Люди на «Немо» находятся в плавании уже около 12 месяцев. За это время они ни разу не видели зарплаты. Общий долг судовладельца перед экипажем – более 100 тысяч долларов. С начала года сухогруз стоит на рейде вблизи турецкого порта Измит в Мраморном море. У моряков заканчиваются продовольствие и топливо. Никакой помощи от государства люди не получают, – рассказал Валерий Бабаков. – Экипажу нужна помощь. Он фактически без воды, без света, без связи. Украинское консульство в курсе сложившейся ситуации, однако ничего не меняется…
Как оказалось, «Немо» принадлежал одной из эстонских компаний, занимавшейся грузовыми перевозками. Кроме этого сухогруза, в собственной компании было еще шесть кораблей. Впоследствии выяснилось, что все они заложены в банке. Судовладельцы кредит не вернули, и суд наложил на корабли арест. Моряки оказались заложниками – покинуть плавучую тюрьму они не могут из-за того, что оказались без копейки.
На нелегальном положении
Нам удалось связаться с капитаном «Немо» Александром Тимошенко. Разговор с ним продолжался более полутора часов. Во время общения связь постоянно прерывалась – оказалось, что сигнал Wi-Fi моряки ловят от проезжающих на берегу туристических автобусов. Как только он «уходит», приходится искать новое соединение, и так постоянно…
– Мы очень устали – и физически, и морально. Часть людей уже на пределе. Некоторых даже не интересуют финансы – два человека собираются покинуть корабль. Просят родственников прислать им деньги. Остальные пока держатся, – рассказал Александр Тимошенко. – Мы понимаем, что пока судно в наших руках, еще есть надежда получить заработанное. А уедешь – дадут тебе на руки бумажку, и тыкайся с ней потом, куда хочешь. Как я после года отсутствия домой без денег приеду?..
Моряки крайне измучены: они даже не могут просто сойти на землю.
– В Сомали люди под прицелами автоматов сидят, а мы не можем до берега добраться. Нет никакой возможности! Если мы только захотим выйти и уехать в Украину, то будем арестованы полицией. Вот так и сидим, как закрытые в банке, без движения. Даже какие-то активные действия предпринимать не можем…
Попасть на Родину моряки могут, только если их депортируют. Есть еще один вариант – заплатить 150 долларов выездной пошлины и самостоятельно купить билет. Но денег у людей нет. Сухогруз стоит за 200 м от береговой линии. За место в порту надо платить, поэтому «Немо» дрейфует в Измитском заливе.
Периодически на корабле появляются адвокаты. По словам правозащитников, турецкий суд удовлетворил претензии моряков о взыскании с судовладельца задолженности по зарплате, однако когда экипаж получит компенсацию по контракту, неизвестно: банк, в собственности которого находится теперь залоговое имущество, не спешит выставлять его на аукцион. Дело осложняется и тем, что, по условиям кредитного договора, все шесть судов обанкротившейся компании должны быть реализованы единовременно…
Спасение утопающих…
– Все это время люди живут впроголодь. Нам иногда помогает едой Международный профсоюз моряков. Привозят нам раз в месяц пять-шесть курочек мороженых, ну и рис, крупы. Как-то держимся. Но каждый похудел уже в среднем килограммов на 15, – говорит запорожский капитан. – Топливо тоже на исходе. Стараемся расходовать его только на зарядку аккумуляторов. Короткого запуска дизель-генератора хватает на пару часов работы в Интернете.
Самое обидное для моряков – то, что они не могут надеяться даже на помощь посольства.
– Дипломаты предлагают нам решить проблему, помочь с выездом. Но все – за наши же деньги. При этом нет гарантии, что судно, оставленное без присмотра, не растащат. Да и вообще, что за чепуха: виза для гражданина, въезжающего в Турцию – 30 долларов. Нам, чтобы отсюда уехать, надо выложить 150 долларов. Но мы же сюда не пахлавой торговать приехали! Где взять денег моряку, год не видевшему зарплаты?!
По словам родственников украинских моряков, люди доведены до предела. Родные тоже находятся на грани – многие уже забыли, как выглядят их отцы и мужья. Все обращения в Министерство иностранных дел Украины пока результата не дают. Хотя дипломаты, по-видимому, действительно не могут повлиять на ситуацию. Решить хозяйственный спор подчас гораздо трудней, нежели найти компромисс в политическом диалоге. А это значит, что моряки вряд ли могут надеяться на скорое возвращение домой.