За повреждение дорог водители платят штрафы

Факт остается фактом, а его подтверждение – сотни и тысячи ДПТ по всей стране из-за некачественного дорожного покрытия, а также выражения вместо слов и пожелания крепкого здоровья в адрес автомобильных служб со стороны водителей. Запорожские дороги – яркое тому подтверждение.

Мала да удала
Дорожно-транспортные происшествия, как ни странно, но в нашей стране могут случиться совсем не по вине водителя или пешехода. Все намного проще. Частыми причинами ДТП являются именно ямы и выбоины, т.е. плохое состояние дорог, что уже давно стало закономерностью, нежели исключением для украинских реалий. Помимо внимательности во время управления транспортным средством и соблюдения всех правил дорожного движения, водителю ко всему этому необходимо держать ухо востро и всеми возможными способами высматривать многочисленные выбоины, ямы и открытые или приоткрытые люки на дорогах.  
Заложником похожей ситуации стал автомобилист Руслан С., который ехал по уже знакомой ему дороге: «В общем, я влетел в яму напротив «Метро», и яма была вроде бы небольшая, но глубокая и с острыми краями. Она разрезала мне шину и погнула диск. Хорошо, что машин рядом не было, ведь меня сразу повело вправо, так что я, считай, легким испугом отделался». Сначала эмоции сподвигли пострадавшего «идти до конца». Но как оказалось потом, вызов сотрудников ГАИ не решил абсолютно ничего. Злость утихла, а понимание того, что с дорожными службами судиться бессмысленно пришло совсем скоро.  
Похожее происшествие, только уже не на магистрали международного значения, а во дворе одного из многоэтажных домов произошло с Татьяной  месяц назад. Выезжая на своем автомобиле со двора по ул. Гудыменко, 29, водитель как обычно лавировала между многочисленными ямами, и вроде бы ничто не предвещало беды. Но объезжая одну выбоину, она наехала на другую, вследствие чего автомобиль повело, и одно колесо наехало на бордюр. Как и в предыдущем случае, лопнула шина и на диске появилась 7-миллиметровая трещина. Но на этом, как оказалось немного позже, «ямочный ущерб» не закончился. «Через какое-то время после ремонта машина начала тарахтеть. Сначала я думала, что это из-за повреждения колеса, но потом заметила, что руль стоит криво. Приехав на СТО, мне сказали, что из-за этого наезда пострадала стойка, и теперь ее нужно менять», – сетует Татьяна.

Люк – не глюк
Дело в том, что к повреждениям дорожного покрытия, согласно ГОСТу 3587–97 «Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды. Требования к эксплуатационному состоянию», относятся не только ямы и выбоины, но и неправильное расположение люков и дождеприемных колодцев (отклонение высотной отметки относительно уровня покрытия проезжей части на 1 см и на 2 см соответственно). Михаил Алейников, водитель с двадцатилетнем стажем, несколько раз попадал в аварии, связанные с люками на дороге. Однажды все случилось как раз напротив окон Запорожского облавтодора, рассказывает пострадавший: «Один из люков был приоткрыт, а передо мной ехала машина, которая перед люком вильнула вправо, а я уже не успел. И выходит, что я передним колесом открыл люк, а задним уже въехал в него. Сама крышка люка улетела метров на 10». Так как все произошло утром перед началом рабочего дня, да и в полной уверенности, что фиксация ДТП ничего бы не изменила, водитель, отдышавшись, решил самостоятельно поставить люк на место. И, соответственно, весь материальный ущерб лег на самого участника ДТП.

Признание
Несмотря на все это, ежемесячно чиновники «Укравтодора» отчитываются об удовлетворительном, а иногда даже хорошем состоянии украинских дорог. Например, Александр Сухоносов, начальник Управления содержания дорог «Укравтодора» в эфире «5 канала» рассказал, что всего с начала 2013 года выбоинами поражены 58 тыс. км дорог, а состоянием на 1 мая – 30 тыс. км дорожного покрытия уже отремонтировано. Но ведь не цифры, а качество должно быть приоритетным. Поэтому не странно, что такая официальная информация чаще всего вызывает недоумение и сомнение не только у простых, как говорится, граждан. Не так давно уже и премьер-министр Николай Азаров признал, что наши дороги действительно оставляют желать лучшего.

Кто в ответе?
Все украинские дороги общего пользования подразделяются на пути государственного (т. е. международные, национальные, региональные и территориальные) и местного (областные и районные) значения. Согласно Закону Украины «Про автомобільні шляхи» у каждого из них есть определенный собственник, который в свою очередь и несет ответственность за их надлежащее состояние, развитие, ремонт и др. Например, в компетенцию «Укравтодора» входят все дороги государственного значения. А одна из важных обязанностей этой структуры состоит в «виявленні аварійно-небезпечних місць (ділянок) та місць концентрації дорожньо-транспортних пригод на автомобільних дорогах і  здійснення  заходів  щодо їх ліквідації» (ст. 11).
В ст. 16 этого же закона указано, что дороги местного значения «знаходяться у віданні  органів  місцевого самоврядування і є коммунальною власністю». Посему ответственность за «відшкодування  збитків користувачам вулиць і доріг міст та інших населених пунктів, що виникли через їх незадовільний стан, у порядку, визначеному законом», несут именно органы местного самоуправления (ст. 21). Согласно этому же закону ответственность за надлежащее состояние ведомственных дорог и тех, которые находятся на частной территории, ложится на плечи уже физических и юридических лиц.

Чиновников наказывают устно…
Тем не менее, несмотря на буквы закона, когда речь заходит о компенсации ущерба пострадавшим в случае некачественного дорожного покрытия или хотя бы ремонта проезжей части, все ответственные за свои участки дороги почему-то молчат. В Едином государственном реестре судебных дел решений относительно подобных случаев ДТП достаточно много. Как оказалось, именно управление ГАИ часто подает в суд на ответственных лиц – начальников райавтодоров, глав сельских советов, районных администраций, отделов коммунального хозяйства городов и поселков, а также непосредственно на горисполкомы. Примечательно, что в таком случае истцам либо отказывают в удовлетворении исков ввиду отсутствия правонарушения, либо ответчику сулит… устное замечание.
Например, в 2010 году работники ГАИ Черниговского района Запорожской области в судебном порядке пытались привлечь к административной ответственности начальника филиала «Черниговский райавтодор». Чиновник допустил отсутствие дорожных знаков, неровное покрытие, наличие деревьев и неудовлетворительное состояние обочины, что в результате стало причиной совершения ДТП. Но ответчик уверенно аргументировал неисполнение предписания ГАИ в силу отсутствия финансирования. И в результате, исследовав все материалы дела, суд вынес обвиняемому устное предупреждение и освободил от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

… а водители платят штрафы
Если же дело касается порчи дорог как государственного или коммунального имущества, тогда все обстоит совсем иначе, особенно если портят его не чиновники, а обычные налогоплательщики. Водители в таких случаях получают свои заслуженные штрафы или наказания в виде общественных работ не менее 30 часов – ведь сами признают свою вину. Чаще всего такие инциденты происходят с грузовыми автомобилями, которые перевозят сыпучие материалы либо маслянистые жидкости. Например, в одном из судебных решений ответчиком по иску стал водитель «КамАЗа», который осуществлял перевозку строительного песка в мешках, при этом допустил выпадение груза и тем самым испачкал дорожное покрытие. В результате, ему пришлось заплатить штраф в пользу государства в размере 340 грн.
Иногда, конечно, бывают и абсурдные «преступления» со стороны как водителей, так и их транспортных средств. Например, в Бердянске водитель, сворачивая с зеленой зоны на асфальтированное покрытие, «виніс грунт на проїжджу частину своїм автомобілем, що призвело до забруднення шляхового покриття, чим порушив вимоги ЗУ «Про дорожній рух». В этой ситуации владельца автомобиля «ЗАЗ-1105» спасло только то, что он полностью признал свою вину, хотя изначально даже понятия не имел, что все это может привести к таким последствиям, и искренне раскаялся в своем нарушении. Поэтому гуманный суд ограничился лишь устным замечанием в связи с малозначительностью данного нарушения. Согласимся, что пролитие масла или высыпание щебня, песка на проезжую часть может привести к ДТП с различными исходами. Но неужели это серьезнее глубоких ям, выбоин и открытых люков?

Кто-то поможет?
Страховые компании в свою очередь готовы браться за возмещение ущерба в таких ДТП, в отличие от собственников дорог. Единственное условие – наличие дополнительного договора страхования КАСКО, который стоит намного больше, чем обычная «автогражданка».
По словам представителей страховых компаний, в 99 % они возмещают ущерб, нанесенный транспортному средству из-за ям, выбоин и люков. Но сами иногда после подобных выплат обращаются в суды, чтобы получить компенсацию за возмещение определенной суммы. В большинстве случаев они проигрывают подобные дела ввиду того же признания судом отсутствия состава правонарушения со стороны ответчиков (органов местного самоуправления, представителей «Укравтодора», физических и юридических лиц).

P. S.:
Как пишут страховики, ссылаясь на Лигу страховых организаций: «В Украине вступает в силу закон, по которому уже с мая этого года чиновники «Укравтодора» из собственного кармана обязаны будут компенсировать все убытки, причиненные из-за неудовлетворительного состояния дорог». А тем временем, некоторые политики, например, Виктор Балога уже предлагает «Укравтодор» ликвидировать как структуру: «Дороги треба робити негайно. Але не лопатами і не граблями – тобто не з «Укравтодором». На кого тогда ляжет ответственность?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *