За что и кому платят автовладельцы?
За что платим?
В редакцию нашей газеты обратился запорожец Александр Шацкий, который в один из будних дней решил припарковаться на ничем не примечательном участке земли на улице Севастопольской, в районе рынка Анголенко. Какого же было его удивление, когда к его авто подошел мужчина преклонных лет и известил о том, что стоянка в этом месте платная.
– С меня он затребовал 5 гривен. На мой вопрос, где здесь шлагбаум и паркомат, он ответил: «С хозяином разбирайтесь». Естественно, я спросил, кто этот «хозяин», однако мой интерес остался без внимания. Хорошо, плачу. Дают мне квитанцию, которую таковой можно назвать с большой натяжкой: кроме адреса и суммы, там больше ничего не указывалось. Но чтобы вы понимали – это место толком не ограждено, опознавательных знаков нет, буквально в трех метрах – железнодорожные рельсы, по которым довольно часто курсируют поезда. Понятное дело, что на такой «стоянке» мне никто не может гарантировать сохранность моего автомобиля. Так за что я должен платить? Я – за парковочный бизнес, но он должен быть цивилизованным. За налоги, которые платят автовладельцы, построены дороги. А на эту дорогу приходит какой-нибудь близкий к власти человек, который и получает разрешение на ведение бизнеса. 50 гривен он тратит на краску, чтобы начертить полоску, еще 100 – на плакат, на котором написано, что здесь платная стоянка, и в три шкуры дерет с тех, чьи деньги пошли на возведение дороги.
Правила парковки транспортных средств, утвержденные Кабмином 3 декабря 2009 года, гласят, что размещение площадок для парковки по отдельным адресам осуществляется органами местного самоуправления с согласия Госавтоинспекции с учетом правил застройки. Потому мы обратились к начальнику сектора профилактической работы Запорожского облуправления ГАИ Андрею Топчию с вопросом, есть ли на этой улице официально зарегистрированная автостоянка:
– Все стоянки – это компетенция городских властей. В ГАИ такие места согласовываются, но никакие документы не остаются. Допустим, на сессии горсовета комиссия решила рассмотреть вопрос о выделении земли под стоянку. Мы, как члены комиссии, лишь даем свои технические выводы, к примеру, об установке знаков.
Логично было предположить, что этот вопрос курирует управление транспорта и связи Запорожского горсовета, однако его начальник Юрий Дроздов нас также огорчил: «Мы отвечаем за стоянки КП «Паркування», а по поводу частных – это не к нам». Потому Юрий Владимирович порекомендовал обратиться в департамент архитектуры и градостроительства, так как там фиксируется выделение земли под определенные объекты. На адрес этой инстанции мы отправили запрос с просьбой предоставить список частных автостоянок Запорожья и получили следующий ответ: «Департамент архитектуры и градостроительства городского совета в процессе исполнения своих обязанностей рассматривает вопросы относительно предоставления выводов о возможности отведения земельных участков, но не отслеживает вопросы подготовки и принятия решений городского совета относительно отведения земельных участков и не рассматривает вопросы функционирования и эксплуатации действующих площадок для парковки. Среди сообщений о введении объектов в эксплуатацию, которые поступили в департамент за период с 07.04.2011 по 19.06.2012, отсутствуют данные об оборудованных площадках для парковки, как отдельных объектов, так и в составе других объектов строительства». Потому наш запрос переадресовали в управление по вопросам земельных отношений Запорожского горсовета. Что ж, подождем.
Закон не писан
Предположим, что стоянка, расположенная на вышеуказанной улице, работает официально, но оборудована ли она по существующим в Украине нормам? Дабы ответить на этот вопрос мы обратились к законодательной базе. Но для начала определимся с терминологией. Как пояснил нам Юрий Дроздов, стоит различать парковки и автостоянки. В первом случае таковой считается место в пределах проезжей части. Она обозначается дорожными знаками и сплошной синей (голубой) полосой, которая отделяет проезжую часть от пешеходной. Эти площадки обязательно должны быть оборудованы паркоматами из расчета не менее как один автомат на 20 мест. Такие изменения Кабмин внес 16 января этого года, а вступили они в силу 1 апреля. К слову, по этому поводу премьер-министр Украины Николай Азаров на своей странице в социальной сети Facebook писал следующее: «Мы твердо стоим на позиции, что паркоматы должны быть установлены во всех городах Украины. Также хочу обратить внимание всех, что водители могут не платить парковщикам, поскольку эти действия рассматриваются как незаконные».
Однако, по словам начальника управления транспорта и связи, сейчас официальных парковок в Запорожье нет. Напомним, что в конце марта депутаты горсовета приняли решение отменить сбор на таких участках. «Кабмин утвердил, что с 1 апреля сбор за парковку должен осуществляться с применением автоматических регистраторов – паркоматов. Управление транспорта и связи сделало расчеты, учитывая их стоимость. Так, фактически размер оплаты должен составлять около восьми гривен за час. Но эта сумма на сегодня неприемлемая, поэтому мы предлагаем отменить сбор. Для ясности отмечу, что у нас есть зоны парковки и стоянки. И только на вторых КП «Паркування» будет осуществлять свою деятельность; в зонах же никто не имеет права взимать деньги», – разъяснил тогда мэр Александр Син.
В свою очередь стоянки – это площадки для парковки, расположенные вне проезжей части улицы, дороги. Они также обозначаются дорожными знаками и разметкой. По возможности на них могут располагаться контрольно-пропускной пункт, помещение для обслуживания персонала, туалет, видеонаблюдение. Пункт 6 постановления Кабмина «Об утверждении Правил хранения транспортных средств на автостоянках» от 22 января 1996 г. дает более широкое толкование: «Автостоянка должна иметь твердое покрытие (асфальтовое, бетонное, гравийное, щебеночное), ограждение, освещение, телефонную связь, помещения для обслуживающего персонала, въездные-выездные ворота со шлагбаумом и запасные ворота на случай срочной эвакуации транспортных средств. В случае необходимости и технической возможности на автостоянках оборудованы классы по безопасности дорожного движения, пункты технического осмотра и самообслуживания транспорта, устанавливается охранная и пожарная сигнализация, громкоговоритель». Отметим, что в ст. 21 указывается, что в случае временного хранения транспортное средство выдается с автостоянки после предъявления квитанции (кассового чека) об оплате и после того, как получатель распишется в журнале учета ежедневного и одноразового заезда и выезда транспортных средств.
Если же вы вернулись к вашей машине и обнаружили на ней вмятину, то в таком случае ответственность несет владелец этого места для парковки: «Автостоянки гарантируют сохранность транспортных средств, принятых на хранение, а в случае их утраты, разукомплектования или повреждения во время хранения несут ответственность в установленном законом порядке». Потому вызывайте представителей ГАИ, автостоянки, сотрудников вашей страховой компании, и только после отправляйтесь на СТО за оценкой полученных повреждений.
Как видим из вышеуказанного, многие автостоянки нашего города оборудованы не в соответствии с законом, а на свое усмотрение. Кто должен контролировать этот процесс, мы ответим в следующих публикациях.