В Запорожской области пациенты сами обеспечивают врачей транспортом
Пенсионеры получили помощь лишь после того, как организовали доставку фельдшера личным транспортом. Ситуация понятна: после медицинской реформы здесь работает только одна машина на 18 (!) сел, а иногда медики вообще остаются без транспорта – когда старое авто ломается или больного нужно срочно доставить на большие расстояния.
НЕскорая помощь
В тот день Мария Никитична чуть не умерла. Приступ желчекаменной болезни скрутил 76-летнюю старушку около 23:00. Ее муж набрал «103», однако дежурный фельдшер сообщил: приехать не сможет, потому что остался «без колес».
– Мне сказали: машина поехала в Воскресенку, там приняли больного и повезли его в Запорожье. Это 160 километров! Я фельдшера этого знаю, он нормальный. Говорит: Иваныч, я приеду, если ты меня сможешь довезти туда-назад. Хорошо, что машина на ходу – хоть обошлось все. Медики сделали укол и сняли приступ, – говорит Анатолий Якущенко. – Но у нас – машина, и мы живем тут же, в Нововасилевке. А если у людей нет транспорта и соседей с авто нет, и живут они за 40 километров от подстанции? Что дальше, умирать? Нельзя же так…
Мария Якущенко сама медработник с более чем 30-летним стажем. Женщина прекрасно понимает: есть случаи, когда приезд фельдшера жизненно необходим. «Я знаю, что ситуации бывают разные. Иногда и по телефону проконсультировать можно, если не хватает бригад. Но есть же еще роженицы, люди с обострением аппендицита, язвы… Да мало ли что! Это же серьезные вещи. Ну как это, такую территорию без машин оставить?!»
«Нам стыдно работать…»
«Скорая помощь» Нововасилевского куста обслуживает 18 сел. До ближайшего от подстанции – 8 км, до самого отдаленного – 43 км. Да еще и по таким дорогам… Как автолюбитель уверенно заявляю: ездить по ним просто нельзя. С этим согласны и водители.
Юрий Клес проработал на «скорой» не один десяток лет. Свою машину он знает, что называется, как родную. «Этому «УАЗику» – 22 года. Если перевести это на человеческий возраст, да еще и с такими условиями эксплуатации, я б сказал, люди столько не живут. Это же уму непостижимо, как он до сих пор не развалился!»
На машине отпадает шпаклевка, сбоку торчат куски проржавевшего металла, задние двери завязаны на проволоку.
«Меня на днях остановил гаишник и спрашивает: «Дед, тебе не стыдно?». А что я ему скажу? Стыдно-не стыдно, а больных возить на чем-то ж надо…» – жалуется водитель.
Медики утверждают: раньше два десятка сел обслуживали две машины «скорой». Тогда проблем, как утверждают, не было. А вот медицинская реформа, которая должна была принести «покращення», дала несколько другие результаты
«Когда у нас было две машины, мы справлялись. Техника работала через сутки, а если какой-то автомобиль выходил из строя, его можно было заменить. А сейчас одну машину забрали – и получается, что у нас «УАЗ» работает круглосуточно без перерыва. А если сломается? А если на выезде, а еще кому-то помощь нужна?» – говорит фельдшер Нововасилевской подстанции Лидия Хоменко.
Обещают разобраться
Руководство «скорой помощи» соглашается: автомобилей действительно не хватает, а их техническое состояние часто оставляет желать лучшего. На сегодня в области работают 152 машины. В ближайшее время в Запорожье должны закупить еще восемь единиц техники, которые направят именно в сельскую местность.
В перспективе также открытие еще десятка пунктов базирования, для того чтобы все бригады могли уложиться в нормы 10-20-минутного (город/село) приезда к пациенту. Однако все это – в будущем.
Как рассказал директор областного центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Станислав Конаков, случай с отсутствием «скорой помощи» для Марии Якущенко в Нововасилевке будет детально проанализирован.
– Перевозка пациента из центральной районной больницы в Запорожье, на более высокий третий уровень, должна осуществляться не машиной «скорой помощи», обслуживающей этот район. Такая перевозка должна проходить за счет техники санавиации, – заявил руководитель. – А бригада «скорой» должна была оставаться на месте. Действительно, здесь была допущена ошибка, и с этой ошибкой я разберусь.
Говорят, что… Но неофициально
А вот рядовые медики off record считают: наказание либо «назначение» виновных в данном случае вряд ли как-то поможет. В области до сих пор не работает единая диспетчерская, которая распределяла бы вызовы. А целый ряд подстанций «скорой помощи» уже несколько месяцев не получали ни копейки на ремонт полуразвалившихся авто.
Собеседник «Правды», пожелавший остаться неназванным, отмечает: на эту сферу просто нет денег, а медики вынуждены выкручиваться как только могут. «Техническое обслуживание машин проводится нелегальным путем. Нас же переподчинили облсовету в апреле, а бюджет был уже принят. Вот мы и ходим под Богом: все понимают, что мы несем уголовную ответственность за нарушение финансовой дисциплины, однако что остается делать? Машины давно выработали свой ресурс, а работать как-то надо. Как вы думаете, за какие шиши мы их ремонтируем? И можем ли отремонтировать все? Вот и получается, что где-то авто вылетело, эту «дырку» закрыли, а оказалось, что пациент мог остаться без помощи»…
Возможно, ситуация улучшится после корректировки бюджетов, когда «скорая» наконец будет знать, когда и на какое финансирование рассчитывать. Вот только пациентам этого не объяснить.