В Запорожье лифты и у частников отбирают, и коммунальщикам не отдают
Весь мир насилья мы разрушим
С советских времен техническим обслуживанием лифтового хозяйства занималось специализированное государственное ремонтно-строительное управление «Запорожлифт». В 1994 году предприятие сменило форму собственности, и было переименовано в ООО «Лифтсервис». В 2001 году контрольный пакет акций «Лифтсервиса» был выкуплен, новые собственники распродали имущество и ликвидировали предприятие. С тех пор техобслуживание лифтов осуществляется частными фирмами по договорам подряда. А оплачивают услуги частников горожане – обслуживание лифтов включено в коммунальные тарифы (0,0936 грн за 1 кв. м жилой площади).
Динамика последних лет неутешительна: ежегодно в городе возрастает количество лифтов, отработавших нормативный срок эксплуатации – 25 лет. В Запорожье насчитывается 844 многоэтажных дома коммунальной формы собственности, оборудованные 3158 лифтами. Более 70 % из них исчерпали срок эксплуатации, более 1700 находятся в аварийном состоянии и должны быть остановлены, но продолжают ежедневно подвергать опасности жизни десятков тысяч людей.
Очевидно, что сложившаяся практика неэффективна, проблема усугубляется, ограничиваться текущим ремонтом нельзя, требуется полная замена лифтов в городе. Капитальный ремонт позволяет продлить срок эксплуатации подъемного механизма, иногда весьма существенно – вплоть до 10 лет. Но в целом темпы работ явно отстают от темпов износа лифтов. Однако предприятия, в разное время обслуживавшие наше лифтовое хозяйство, всегда высоко оценивали свою работу. Как и городские власти, предоставлявшие им подряды. О проблемах говорилось только в контексте необходимости увеличения бюджетных расходов на частных подрядчиков.
Исключение в 2000-х годах было лишь одно – и не самое приятное. Коммунальное предприятие «Укрбеллифт» еще при мэре Евгении Карташове начало в городе установку лифтов белорусского производства. Правда, после того как одна из новых машин унесла жизнь беременной девушки (наверное, все запорожцы помнят эту историю), выяснилось, что белорусские производители лифтов даже не подозревали о том, что поставляют свою продукцию в Запорожье. Но поскольку с данным бизнесом принято связывать некоторых местных высокопоставленных лиц, виновными были признаны рядовые лифтеры.
Эпизод четвертый: новая надежда
И вот недавно в информационном пространстве города началось обсуждение нового «лифтового» КП – «Запорожгорлифт», с инициативой создания которого выступил директор департамента ЖКХ Запорожского горсовета Валерий Безлепкин. С одной стороны, лифтовое хозяйство города явно нуждается в чуде. С другой, общественность опасается повторения печального опыта прежних «коммунальных лифтеров». В результате, у этой идеи и ее инициатора появились как сторонники, так и противники.
К недовольным можно отнести частных подрядчиков. Сегодня на этом рынке их два. Основной – компания «Вира XXI» – обслуживает шесть из семи районов Запорожья. Второй подрядчик – ООО «КП «Лифт» – работает в Хортицком районе. Общая сумма «лифтовых» платежей горожан составляет около 700 тысяч гривен ежемесячно – приблизительно по 100 тысяч на район. Примерно в такой пропорции они и распределяются между подрядчиками.
Точнее, должны распределяться, поскольку деньги частники недополучают, что уже стало предметом судебных исков и даже прокурорского реагирования. За минувший год только «Вира XXI» недополучила более 2,5 млн грн за выполненные работы. И лишь за первый квартал текущего года долг перед этим предприятием увеличился почти на 1 млн грн. Юридически эти деньги лифтерам задолжало КП «Основание». Фактически – все горожане, поскольку наши деньги поступают на счета «Основания» и затем распределяются между подрядчиками.
Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Клубок проблем, возникший в лифтовом хозяйстве, выплеснулся в информационное пространство, стал предметом широкого обсуждения среди горожан. В чем заключается интерес подрядчиков, в чем чиновничий интерес и где они расходятся с интересами жителей города?
Вчера недоплачивали, сегодня не платят
Сначала войдем в положение подрядных организаций. С начала текущего года общественное внимание к нему привлекает председатель Запорожского отделения Ассоциации работников СМИ Украины Владислав Драчев, обратившийся к руководству города и жилищно-коммунального хозяйства, к депутатскому корпусу с просьбой навести порядок в сфере расчетов с подрядчиками.
– При прежнем руководстве КП «Основание» сложилась такая практика: подрядчики проводят работы, выставляют счет, им говорят: «Вы 10 % возвращаете налом», – рассказал «Правде» Владислав Драчев. – Им вместо 600 тысяч оплачивают 200-300 и требуют откат, а у них фонд зарплаты составляет 320 тысяч. То есть они если получают меньше 320 тысяч, то даже не могут зарплату выплатить. Потом директора «Основания» арестовали. После этого поменяли руководство этого КП, появился новый руководитель департамента ЖКХ Валерий Безлепкин. Он решил создать коммунальное предприятие по обслуживанию лифтового хозяйства. Это было бы уже 35-е КП в городе, которое к тому же стало бы убыточным. Я с ним встретился и сказал, что сегодня нужно просто добросовестно оплачивать, и люди будут продолжать работать качественно, лифты будут, как игрушки, тем более что сегодня просто нет денег на создание нового коммунального предприятия. Но картина поменялась в худшую сторону. В январе предприятию «Вира XXI» вообще ничего не платят, в феврале перечисляют 300 тысяч, и в марте – чуть более 300 тысяч. В результате прокуратура интересуется невыплатой зарплаты на предприятии, оно не платит НДС, который требуют налоговики. Может быть, хотят вернуть прежнюю схему? Так или иначе, смена руководства не изменила отношение к предпринимателям, которые работают. А качество обслуживания от этого не улучшится, потому что для этого нужны специалисты, которые сегодня трудятся на частных предприятиях.
Хорошими делами прославиться нельзя
– Я планировал создать КП «Запорожгорлифт» без привлечения бюджетных средств, – рассказал «Правде» директор департамента ЖКХ Валерий Безлепкин. – Часть основных средств должна была быть получена от КП «Основание» – производственные помещения, техника. Плата горожан за обслуживание лифтов также должна была передаваться «Запорожгорлифту». Я убежден, что такое серьезное хозяйство, как лифтовое, должно обслуживать специализированное предприятие. Например, нужно создать центральную диспетчерскую службу, которая позволит вместо 196 диспетчеров обходиться 40. Частники же занимаются текущим обслуживанием лифтов, они их не ремонтируют и не заменяют. Это может делать и КП «Основание». Бесплатно. А все деньги горожан можно и нужно направлять на капитальный ремонт лифтов и их замену. Я даже не говорил о повышении тарифов. Хотя в Запорожье стоимость месячного обслуживания лифта составляет 235 грн, а в среднем по Украине – около 600 грн. Я хотел показать, что ЖКХ повернулось лицом к людям, КП работает, деньги не разворовываются какими-то структурами, где жены инженеров «Основания» в учредителях. А потом попросить горожан поддержать нас. Я уверен, что люди отнеслись бы с пониманием, учитывая ситуацию. Сегодня я бы уже закончил создание КП, я просил полгода на его создание и запуск предприятия – с 1 июня оно бы работало.
Впрочем, и идею создания коммунального предприятия депутаты горсовета дважды «завернули». Валерий Безлепкин заявляет, что больше подавать на рассмотрение свое предложение не намерен. В городе сложилась необъяснимая ситуация: подрядчиков, от которых еще недавно решено было фактически отказаться в пользу нового КП, продолжают держать на голодном пайке, а коммунальное предприятие, как уже стало понятным, создано все-таки не будет. Что же дальше?
Возврат к работе с существующими подрядчиками, может быть, справедлив, но он не решает проблему износа лифтового хозяйства. В ближайшую пару лет истечет срок эксплуатации последних лифтов советского образца (то есть почти всех, установленных в коммунальных многоэтажках). Среди горожан уже бытует мнение, что чиновники в ожидании неизбежной катастрофы сознательно привлекают к обслуживанию лифтов частные фирмы только для того, чтобы максимально обезопасить себя в будущем. Так кто же в городе возьмет на себя ответственность (если потребуется, то и уголовную) за принимаемое сегодня решение о дальнейшей судьбе лифтового хозяйства?
Ориентировочная стоимость капитального ремонта одного лифта, включая разработку проектно-сметной документации, – 124 тыс. грн. Тариф на техобслуживание одного лифта (9 этажей) в Запорожье составляет 235 грн. После выполнения капитального ремонта лифтов стоимость технического обслуживания уменьшается на 33 % (на 142,4 грн). Капремонт позволяет продлить срок эксплуатации лифта до 10 лет.
Частное предприятие «Вира ХХІ»: идентификационный код 34748493, 69083, г. Запорожье, ул. Юности, д. 131, размер уставного капитала – 200 грн.
Учредители: Инденко Валентина Николаевна – размер взноса 100 грн, Косяков Владимир Антонович – 100 грн. Ранее руководством города предприятию была предоставлена возможность бесплатно использовать производственные площади СКП «Основание».
ООО «КП «Лифт»: идентификационный код 33528252, 69114, г. Запорожье, ул. Воронежская, д. 1, кв. 250, размер уставного капитала – 29 000 грн.
Учредители: Пархомчук Александр Сергеевич – размер взноса 8700 грн, Ахинько Николай Владимирович – 8700 грн, Дидюк Юрий Леонидович– 5800 грн, Красницкая Лидия Алексеевна – 5800 грн.