Кто ответит за базар?
Когда предприниматели Украины вышли на площади, представители власти не очень вразумительно, но настойчиво донесли народу одну мысль. Дескать, пока нехорошие «частники» отказываются платить налоги, нашим бедным законодателям и судьям не хватает денег на выплату их честно заработанных пенсий. Народ нуждами своих слуг проникся – также принялся осуждать предпринимателей за их неблаговидные действия. И осуждая, мы даже не подумали о том, что митингующие воюют не только за свое, но и за наше право. Право иметь возможность купить товар и приобрести услугу.
Закон рынка
Вы скажете: да пусть платят «такие-сякие»! А теперь умерьте пыл и посчитайте сами. Вчера предприниматель платил в казну 200 гривен в месяц. Вчера же замена набоек на башмаках стоила 30 гривен. Вопрос: во сколько обойдется ремонт обуви после того, как заработает новый Налоговый кодекс, если премьер-министр страны рассказывает, что сумма налоговых отчислений вырастет в среднем в пять раз?
Это закон рынка – для сохранения собственных доходов предприниматель поднимает цену на свои услуги, а потребитель их оплачивает. При этом в нашей ситуации первый прекрасно понимает, что второй не способен платить повышенную цену – не потому, что услуга некачественная, а потому, что потребители у нас бедные.И эти бедные потребители, как ни странно, становятся на сторону правительства, которое в очередной раз хочет за их счет решить большие проблемы больших людей. Чего стоит только маленький подарок от всего украинского народа бедному господину Фирташу – всего-то несколько миллиардов кубометров газа. В благодарность за это добрый олигарх дарит Кембриджскому университету «аж» 8,5 миллиона долларов на годовое изучение украинского языка 12 студентами. Вы все еще не хотите поддерживать предпринимателя в борьбе за права потребителей?
Почем бананы?
18 октября Украину впервые с официальным визитом посетил президент Венесуэлы Уго Чавес. На встрече с Виктором Януковичем латиноамериканский политик предложил дружить домами – ведь в его стране лучшие в мире бананы, апельсины, манго и какао. Кстати, перед визитом в Киев Чавес на минуточку заглянул в Москву – также поговорить о «мире, дружбе и жвачке». И не только – в результате достигнутых договоренностей Россия запустила новую продовольственную банановую программу. Не будем вдаваться в ее подробности, но результат, вам, уважаемые наши потребители, сообщим. В ноябре в Москве подешевели бананы – с 32 рублей (1 доллар) до 24 рублей за «кило». Если кто не знает – у нас стоимость килограмма бананов в розничной торговле на этой неделе выросла до 15-17 гривен. При этом себестоимость коробки (18,4 кг) бананов после «растоможки» в Украине составляет от 6 до 8 долларов. То есть полдоллара за кило заморского лакомства! Нам, потребителям, продают за два. Продают, потому что мы покупаем. И эту высокую цену устанавливает не реализатор, а тот, кого мы не видим, – владелец домов, пароходов и потребительского рынка.Вы все еще не хотите поддерживать предпринимателей в борьбе за права потребителей?
Контроль по-новому
А тем временем, пока предприниматели митинговали, в стране началась техническая революция. Не отвлекаясь на свист и барабанный бой митингующих, украинский парламент принял ряд весьма судьбоносных законопроектов. Например, принятый в первом чтении Закон «О рыночном надзоре и контроле продукции». Законопроектом предлагается заменить существующую систему государственного надзора по соблюдению национальных стандартов. По действующей сейчас системе основной контроль за продуктами осуществляется на производстве. То есть каждый день инспекторы Госпотребстандарта выходят с проверкой на предприятия. Поскольку большинство из наших парламентариев имеет в своем активе один, два, а то и дюжину свечных заводиков, то решено провести революцию. С вводом в действие нового закона товары будут проверять на границе и в магазине. Причем не все, а только те, на которые есть технические регламенты. Для информации: за 20 лет независимости в Украине разработано 30 технических регламентов. Из них действует только семь.
Еще одна инспекция
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что рыночный надзор сменит существующую систему государственного надзора. Надзирать за рынком в случае вступления нового закона в силу будет специально для этого созданная «Рыночная инспекция». Каждая новая структура – это штат, помещения, транспорт, связь и самое главное – финансирование. Где взять штат – за день и за месяц специалистов, знающих стандарты, не подготовишь. Где взять бюджет – не на хозрасчете же придется инспекции существовать? Хотя последний вопрос наивен – а потребители-то на что? По копеечке – и бедному на рубашку, а там гляди и на «Мерседес». Не будет же начальник рыночной инспекции ездить на трамвае, правда?
А что будет с Госпотребстандартом, с санстанцией и другими контролирующими органами? Вопросов больше, чем ответов. Не получилось бы так, что на рынок зайдет армия очередных, живущих за наш счет, проверяющих, составленная из «своих», безграмотных, ничего не смыслящих в экспертизе, национальных и международных стандартах, «контролеров качества». Ну как – вы все еще не хотите поддерживать предпринимателей в борьбе за права потребителей?
Много денег
Еще один законопроект – «О недопущении обращения в Украине опасной продукции» – украинские парламентарии рассмотрели 12 ноября. В случае принятия этот закон обяжет субъектов хозяйствования обеспечивать безопасность продукции, которую они вводят в оборот и распространяют на рынке. На продукцию или ее упаковку производитель должен будет наносить соответствующую информацию о рисках. Также законопроект предлагает создать в Украине систему оперативного взаимного оповещения о продукции, которая представляет серьезный риск. Инициатива похвальная, но… Система оперативного взаимного оповещения о рискованной продукции должна, согласно новому закону, стать основой для участия Украины в аналогичной европейской системе RAPEX. Для информации: европейские комиссары по качеству и безопасности товаров и продуктов питания испытывают их в аккредитованных лабораториях, стоимость каждой из которых от 5 до 10 миллионов долларов. И каждые пять лет они переоснащаются. О затратах на подготовку и зарплату специалистов лучше не говорить. Так что для того, чтобы сказка стала явью, нужны деньги. Много денег. Нужно переоснастить тысячи лабораторий. В нашем государстве есть 20 лишних миллиардов долларов на создание этой системы? Или все-таки это плохо подготовленная пиар-акция?
Плюс конфискация
Еще один интересный законопроект 26 ноября вынес на обсуждение Государственный комитет по предпринимательству. Речь – о проекте Закона «О внутренней торговле», в котором среди прочего устанавливаются требования по регистрации, лицензированию и патентованию торговой деятельности и к объектам торговли. В случае его принятия в стране появится новая обязательная отчетность с обязательным штрафованием за ее несвоевременное или неполное предоставление. Плюс на предпринимателей ляжет подача полного списка всего торгового ассортимента с последующим жестким контролем его наличия. При несоответствии – штрафы и закрытия торговых объектов.
Также законопроект предусматривает введение государственного регулирование цен на отдельные виды социально значимых товаров, без определения конкретного их перечня. Естественно всех, кто рискнет торговать не по правилам, которые вместо рынка решило диктовать государство, ждут суровые наказания. Так, штраф за торговлю с рук в неустановленных местах предлагается повысить до 20-100 необлагаемых минимумов (340-1700 гривен). Плюс неотвратимая конфискация товара!
А нас учтут?
Новый «торговый кодекс» поставит крест и на так называемых бонусах – повсеместно распространенном и давно испытанном способе договора между поставщиками товаров и супермаркетами. Способ таков – поставщик не просто отдает свой товар супермаркету, но еще и доплачивает ему: за «вхождение в сеть», за право изменить ассортимент, за выгодное размещение на полках и так далее. К чему это приведет, можно рассмотреть на конкретном примере соседей. Россия, приняв в прошлом году новый закон о торговле, попыталась отменить бонусы. В результате российские супермаркеты теперь не рискуют брать новый товар, в реализации которого не уверены. О подводных камнях отмены бонусов наши чиновники пока только долго спорят. Причем, чем дольше спорят, тем хуже становится законопроект. «Слуги народа» ссылаются на то, что хотят учесть мнение всех сторон. В результате, боюсь, традиционно не учтут точку зрения наиболее заинтересованной стороны – потребителей. Зачем же тогда Украине этот закон? Ответ находим в пояснительной записке за подписью заместителя министра экономики Александра Сухомлина: «Ожидаемый результат – увеличение суммы поступлений обязательных платежей (налогов) в сводный бюджет от торговли».Вы все еще не хотите поддерживать предпринимателей в борьбе за права потребителей? Подумайте!