Изношенная городская канализация требует экстренной замены

Список проблем
Специалисты не берутся оценивать масштабы проблемы и стоимость ее решения. Никто досконально не знает, какие участки хозяйственно-бытовой и ливневой канализации сегодня находятся в наиболее плачевном состоянии. Проблема обнаруживает себя сама, по принципу «где тонко, там и рвется». За последнюю пятилетку город сталкивался с авариями на коллекторе многократно.
Наиболее угрожающие из них: просадка дороги в районе улиц 40 лет Советской Украины и Рекордной (от управления архитектуры до моста на ул. 12 апреля); регулярные прорывы водопровода в районе ул. Грязнова (окрестности улиц Франко, Горького, вдоль трамвайных путей); отсутствие финансирования на замену теплотрассы на улице Леппика; остановка котельной Запорожского алюминиевого комбината на 8-м поселке.
К счастью, эти проблемы уже в прошлом. Для решения каждой из них потребовался самоотверженный труд многих трудовых коллективов. В минувшем году на слуху была угроза срыва отопительного сезона на 8-м поселке Ленинского района. О ней расскажем подробнее, поскольку это – один из немногих примеров полноценного решения описываемой проблемы.
Цена вопроса – тепло и горячая вода в жилищах обитателей 14 многоквартирных домов. Проект объекта с официальным названием «Системы теплоснабжения жилых домов по улицам Выборгская, Гостеприимная, Енисейская в г. Запорожье – реконструкция» разработало Проектно-конструкторское бюро КП ТСКР. Сметная стоимость составила 4,332 млн. грн. К началу отопительного сезона 2011/2012 финансирование, как водится в наших широтах, еще не было открыто. И запорожские специалисты приступили к работам на свой страх и риск.

DON_1023Эталонный проект
– Подрядные организации и субподрядчики, ООО «Сич-21», «Теплогазмонтаж», МПК «Электро», «Запорожгаз», «Укрсервис» в рекордно короткие сроки – за 46 дней вместо проектных 90 – возвели здесь компьютеризированную модульную котельную, реконструировали теплосети с тепловыми камерами, обеспечили электро-, газо- и водоснабжение, дренажную канализацию, установили автоматические тепловые узлы в жилых домах, построили объездную дорогу, – рассказал «Правде» директор ООО «Сич-21» Семен Журавлев.
Напомним, что после того как остановилось производство на нашем алюминиевом гиганте, а «Укрграфит» – основной получатель залковской тепловой энергии – запустил заводскую котельную, 8-й поселок остался без собственного тепла и горячей воды. Подрядчикам не только удалось провести необходимые работы в самое неурочное для этого время – первые морозы, – но и уложиться в сумму 4,033 млн. грн.,
сэкономив таким образом для городской казны немало бюджетных средств.
Работать приходилось по 12-14 часов, без выходных. Корреспонденты «Правды» побывали в поселке, пообщались с местными жителями, которые исключительно довольны бесперебойной работой новой котельной. Увы, не только благодарности получили трудовые коллективы. Некоторые СМИ направили порцию критики за работу в холода не по адресу – самим подрядчикам, которые не по своей воле трудились в сложных метеорологических условиях в сжатые сроки. До сих пор имеется и некоторая задолженность городской власти перед исполнителями работ.
 

Сражение выиграно
Похожая ситуация сложилась на улице Леппика в Жовтневом районе, через которую проходила теплотрасса на Южный микрорайон, подключавшаяся некогда по временной схеме. Около пяти лет власть не могла изыскать средства на прокладывание постоянных теплосетей. Вопрос решился лишь при нынешнем мэре Александре Сине. Подрядчикам приходилось работать в не менее сложных условиях, чем на 8-м поселке, хотя и в теплое время года. Местность здесь, как и во многих иных уголках Запорожья, заболоченная, уровень стояния грунтовых вод доходит до 1 метра от поверхности. Но работы успешно проведены, территория благоустроена и к минувшему отопительному сезону теплотрасса была подключена по постоянной схеме.
С аналогичными трудностями столкнулись подрядчики и около четырех лет назад, при реконструкции ливневой канализации в Орджоникидзевском районе, на участке от городского управления архитектуры до моста на ул. 12 апреля (район улиц 40 лет Советской Украины и Рекордной). При ликвидации аварийной ситуации, вызванной изношенностью водопровода, здесь фактически провалилась часть дороги. Вода практически достигала асфальтного покрытия.
Сейчас описанные участки не вызывают беспокойства. Однако городская канализационная система города все чаще преподносит неприятные сюрпризы, и городской бюджет однажды просто может не выдержать финансовой нагрузки. Эта беда практически в равной степени актуальна для всех районов города, а особенно для 6-го поселка, Павло-Кичкаса, старой части. О чем говорить, если последнее время наиболее часто в аварийных работах нуждались достаточно молодые микрорайоны на Бабурке.

На очереди – война
В эпоху строительства вечного коммунизма временные сооружения возводили не столь усердно. По крайней мере многоэтажные дома на зыбком грунте Хортицкого района нередко строились без свай. Такая недальновидность дает сегодня знать о себе проседанием домов. Наверное, все слышали о «поплывших» домах на улице Гудыменко. Причиной проседания домов № 3, 3А, 15, 17 стал именно неправильный водоотвод.
Для выравнивания накренившегося на целых 30 сантиметров дома № 15 его пришлось подкапывать, чтобы он просел и с другой стороны. Дом № 17, наоборот, поднимали на домкратах и ставили подпорки. «Опущенный» дом был обнесен по периметру водоотводом, чтобы уменьшить воздействие влаги на его фундамент. Хотя в такой ливневке сегодня нуждаются многие потенциально проблемные многоэтажки.
Неприятные эмоции испытали жители и проспекта Юбилейного, и улицы Баррикадной, дома которых также «пригрозили» проседанием совсем недавно. Только нынешней весной здесь начались работы по замене хозяйственно-бытовой канализации, хотя зловоние из аварийного коллектора преследовало гостей района (местные жители к нему привыкли) уже не первый год. Работы здесь ведет ПМК (передвижная механическая колонна) № 28 «Водстрой», которая прокладывает непосредственно в старой канализации полиэтиленовые трубы меньшего диаметра. Сегодня это традиционная технология, позволяющая оптимизировать эксплуатацию коллектора и на долгие годы забыть о проблеме.

Город на болотах
А наиболее впечатляющие аварии канализации в Запорожье имели место совсем недавно на той же Бабурке. Перед Новым годом жители 15-го, 16-го и 17-го микрорайонов столкнулись с угрозой остаться без бытовой канализации в связи с аварией на коллекторе, пролегающем по улице Маршала Судца. Как и в случае с 8-м поселком, авральные работы проводились на морозе. «Правда» тогда подробно писала о трудовых достижениях подрядчика – ООО «ВиЯ».
В скором времени именно этому предприятию предстоит реализовать еще один сложный проект в этом же районе – восстановить разрушенную ливневую канализацию. Мы побывали на месте аварии. Здешняя ливневка отводила воды через обширную балку, разрезавшую Хортицкий район приблизительно надвое. На ее крутых склонах вода полностью уничтожила одну из камер коллектора, размыла балку, и сегодня просто стекает в Днепр, унося с собой весь мусор, который, кстати, в больших количествах сбрасывают местные жители и оставляют отдыхающие. Сюда невозможно подвезти технику, понадобится строить подъездную дорогу, и не исключено, что чиновники вновь скомандуют начало строительства накануне зимы.
– Ранее считалось, что железобетонные и чугунные трубопроводы будут служить столетиями, – говорит директор ООО «ВиЯ» Сергей Галущинский. – В 1970-х
годах, когда Запорожье активно строилось, не учитывалась газовая эрозия. Это когда отработанные газы «съедают» верхние своды железобетонных конструкций. Этого можно избежать, если загружать коллектор на полную мощность. Но трубы тогда прокладывались большого диаметра, в человеческий рост – на перспективу развития новых районов. В результате канализация оказалась загружена не более чем на половину сечения. Это беда не только запорожская. Но наш город к тому же располагается преимущественно на слабонесущих грунтах, нередко заболоченных, что усугубляет проблему.

P.S.
На очереди – прокладывание трубо-провода под железной дорогой на Бабурке для отведения воды в Днепр. Подрядчикам еще предстоит поломать голову над тем, как пройти под железнодорожным полотном, которое, понятное дело, нельзя разобрать даже временно. Кто будет выполнять эти работы, нам пока неизвестно, но, как видим, запорожские подрядные организации способны с честью выходить из затруднительных положений, за что они, несомненно, заслуживают нашей благодарности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *