Государство теряет светофорное хозяйство
Есть проблема
Характерный пример – ситуация с установкой современного светофора на Бабурке, на опасном пересечении улицы Рубана и Хортицкого шоссе. В минувшем году во время местных выборов кандидаты божились, что в случае их избрания решат проблему. Среди тех, кто баллотировался в этом районе, – депутат горсовета Геннадий Рекалов. В растиражированном в СМИ на минувшей неделе обращении народного избранника он указывает, что сессия выделила департаменту коммунального хозяйства горсовета необходимые для этого средства – 300 тысяч гривен.
– И горожанам не объяснить, что депутаты свою часть работы сделали, – говорит Геннадий Александрович. – А в глазах людей виновата власть.
Где сейчас эти деньги, знает лишь узкий круг посвященных. По крайней мере, никакой публичной информации об их судьбе городская власть, спустя уже почти год, не обнародовала. Между тем, во всей Украине вокруг светофоров развернулась конкурентная борьба. Это вызвано инициативой правительства реформировать обслуживающее светофоры хозяйство, в результате чего спецпредприятия, осуществлявшие эти функции, ликвидируются или объединяются с госпредприятиями. Органы местного самоуправления нередко просят Кабмин передать светофорное хозяйство на баланс местных советов.
Расстановка сил
Напомним, что установкой светофоров и их обслуживанием традиционно занимались специализированные монтажно-эксплуатационные участки (СМЭУ), подведомственные Министерству внутренних дел. Сегодня положение дел меняется кардинально. Светофоры зачастую передаются на баланс кому угодно, или же государственная собственность становится коммунальной, в зависимости от ситуации на местах. Установкой и обслуживанием светофоров наряду с государственными и коммунальными предприятиями занимаются частные фирмы. Например, некое запорожское ООО в нынешнем году получило на эти цели из кармана налогоплательщиков около миллиона гривен, куда, разумеется, включена прибыль коммерсантов.
Естественно, отсутствие централизованного управления этой сферой деятельности затрудняет контроль над ней. Как результат – участившиеся задержки с установкой и ремонтом светофоров, рост дорожно-транспортных происшествий, травматизма и гибели людей. Так или иначе, ответственность и устранение причин этой тенденции возложена на органы внутренних дел, а финансирование – на органы местного самоуправления, которым выделяются для этих целей бюджетные средства. Однако рычагов влияния на ситуацию у людей в погонах недостаточно.
За кулисами Евро
Деятельность дочернего предприятия ГП МВД Украины «Ресурсы» «Информ-Ресурсы» охватывает большинство областей страны. В ряде регионов СМЭУ ликвидируют или присоединяют именно к этому предприятию. Директор Государственного предприятия Виктор Ровенский уверен: решение проблемы возможно лишь путем передачи светофорного хозяйства на баланс и обслуживание государства.
– Но нежелание исполнительных комитетов городских советов сотрудничать с государственным предприятием грозит опасностью на дорогах, – рассказал «Правде» Виктор Николаевич.
Проще говоря, местные бюджеты более заинтересованы пропускать бюджетные деньги через частников, чем через государственное предприятие, тем более подведомственное правоохранителям. Причины этого несложно понять. Особенно в контексте приближающегося Евро-2012, к которому в Украине выделяются деньги на масштабный ремонт, реконструкцию и обновление светофоров.
Так, например, в Донецкой области, где будут проходить матчи чемпионата Европы по футболу, в связи с чем ожидается наплыв зарубежных гостей, запланирована замена приблизительно 5 тысяч дорожных знаков. Стоимость одного современного светофора сегодня составляет около 300 тысяч гривен, да и обслуживание уже установленных миллионов светофоров требует значительных средств, освоить которые не прочь предприимчивые бизнесмены.
Буква закона
Местные советы охотно выделяют деньги частным фирмам, в то время как погашение бюджетной задолженности перед ликвидируемыми СМЭУ в ряде регионов затягивается. Это, в свою очередь, приводит к задержке реорганизационных процедур, необходимых для того, чтобы к полноценной работе приступили те же «Информ-Ресурсы». Более того, чиновники и депутаты на местах, воспользовавшись сложившейся ситуацией, сегодня нередко создают коммунальные предприятия, уставной деятельностью которых является установка и обслуживание светофоров (как, например, в Закарпатской области), отказываясь при этом работать с уже созданным специализированным государственным предприятием.
Таким образом, в Украине сегодня сознательно создается проблема, на решение которой в дальнейшем потребуется немало времени и усилий. Очевидно, что завтра в регионах развернется конкуренция между частными и государственными предприятиями за описываемую сферу. И позиция местных властей, поддерживающих в этой конкуренции частников, противоречит ст. 27 Закона Украины «О дорожном движении», предусматривающей, что организация дорожного движения осуществляется специализированными службами, которые создаются соответствующими органами.
На автодорогах, находящихся в собственности территориальных громад, это могут быть органы местного самоуправления. На других (за исключением железнодорожных переездов) – органы государственного управления автомобильными дорогами общего пользования. Но никак не частные коммерческие предприятия.
На войне как на войне
В этой необъявленной войне уже имеет место сознательное или случайное внесение недостоверных данных в документацию. В результате, к примеру в Житомирской области, противостояние госпредприятия с органами местного самоуправления уже перешло в судебную плоскость. Там прокуратура в Хозяйственном суде вынуждена отстаивать госсобственность и защищать интересы государства и государственного предприятия. Защищать от госслужащих, в чем и заключается главный парадокс происходящих в этой сфере процессов. Кстати, в том же Житомире даже после судебной победы госпредприятие не может добиться от исполнительной службы возвращения госсобственности, что наиболее красочно характеризует градус коммерциализации вопроса и глубину ее проникновения в органы власти.
В Севастополе местная власть и вовсе отказывается финансировать установку и обслуживание светофоров, поскольку там «Информ-Ресурсам» удалось отстоять государственную собственность. В Хмельницкой области принимаются меры прокурорского реагирования по факту отсутствия 68 светофоров, 673 дорожных знаков, 4174,6 погонных метра пешеходного ограждения, пять дорожных указателей. Эти объекты не дематериализовались, просто они так и не были переданы на баланс предприятия МВД, а отданы Хмельницкому горсовету.
Аналогичным образом обстоят дела на Тернопольщине, где местная власть также наращивает бюджетную задолженность перед ГП, что, в свою очередь, ведет к формированию задолженности по заработной плате, обязательным платежам и отчислениям в государственные фонды. Там уже СМЭУ выступает ответчиком в суде по иску Пенсионного фонда. То есть заложниками противостояния стали и рядовые граждане.
P.S.
Без политической воли правительства ситуация будет лишь усугубляться. К решению этой проблемы на самом высоком уровне взывает руководство как специализированных предприятий, так и Министерства внутренних дел. Но пока бороться за светофорное достояние приходится на местах. И Запорожье также ожидают схожие сценарии развития событий. Если, конечно, наши местные чиновники и депутаты питают такие же амбиции, как их коллеги в других регионах страны. Остается надеяться и на то, что эта нездоровая конкуренция не приведет к жертвам на дорогах.
Только цифры
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, каждый год в мире гибнут на дорогах приблизительно 1,2 миллиона людей, а количество пострадавших составляет около 10 миллионов. За годы независимости Украины погибло около 450 тысяч человек. По подсчетам Всемирного банка, убытки украинской экономики от дорожно-транспортных происшеествий составляют около 5 миллиардов долларов США.