Деньги на мосты ищите на дорогах
– Вы помните первоначальную, проектную, сметную стоимость строительства? По сравнению с ней сегодня в мосты уже вбухали бюджетных средств на несколько порядков больше.
– Почему?
– Ну, во-первых, всякая стройка – это темный колодец. Тем более мосты. Найдите мне водолаза, который скажет, сколько спрятано под водой бетона и какой марки? Как это проконтролировать? Во-вторых, руководители региона, похоже, все время рассчитывают только на финансовую поддержку государства. А ведь госбюджет – не резиновый.
– Но в местных бюджетах тоже лишних денег нет…
– Их и не будет, если теневые сборы от легальной хозяйственной деятельности в регионе будут по-прежнему оседать в карманах отдельных дельцов.
– Что Вы имеете в виду?
– Я остановлюсь лишь на одном примере. Знают ли запорожцы, какую выручку получают владельцы маршрутных такси города, области? Я, полагаю, нет. Об этом умалчивают местные СМИ, предпочитают уходить от прямого ответа и чиновники от власти.
– Почему?
– Потому что ни городская, ни областная власти не контролируют прибыль автоперевозчиков. А как ее подсчитать, если водители не обилечивают пассажиров?
– Простите, но в салонах пассажиры сами могут отрывать билеты, которые в катушках находятся рядом с водителем.
– Не будьте так наивны! А отрывают ли они их? Есть ли в маршрутках контролеры, которые, как в трамвае или в троллейбусе, проверяют наличие у пассажиров билетов, причем закомпостированных? Взимают ли они штрафы за безбилетный проезд?
– Увы, такого в маршрутках нет.
– То-то же. Поэтому одному водителю известно, сколько он провез за смену пассажиров, сколько собрал денег и сколько отдал своему работодателю.
– Какая же выручка маршруток за месяц?
– Наивно предполагать, что автобизнес, связанный с перевозкой пассажиров в Запорожье, убыточен. Наоборот, он сверхприбыльный.
– А перевозчики утверждают обратное, регулярно повышая стоимость проезда.
– Естественно, они надеются на некомпетентность пассажиров и доверие власти. А мэр и губернатор подписывают распоряжения о повышении стоимости проезда, абсолютно не вникая в экономику этого бизнеса. Ну, посчитайте сами. Из 800 тысяч жителей областного центра тысяч 130, включая гостей города, ежедневно пользуются услугами маршруток. При стоимости проезда 2 гривны – это 260 тысяч гривен выручки. Умножьте эту сумму на 30 дней – получите минимум 7 миллионов 800 тысяч гривен в месяц.
– За год набегает около 100 миллионов? О, так половину этих денег можно было бы инвестировать в строительство мостов?
– Несомненно. Однако не все так просто. Абсолютная бесконтрольность этого бизнеса со стороны городской власти позволяет двум-трем дельцам-держателям этого бизнеса ежемесячно присваивать более 3 миллионов гривен. Аналогичная картина и на маршрутах за пределами областного центра. Здесь свои собиратели податей. Благодаря им еще 2-3 миллиона гривен проплывают мимо, но уже областного бюджета.
– Под чьим же колпаком находятся десятки АТП города и области?
– Фамилии «кураторов» автопассажироперевозок в Запорожском регионе нам известны. Однако я не буду сегодня называть их имена в надежде на то, что у этих пяти-шести дельцов появится наконец-то совесть и они сами откажутся от теневых схем обдирания горожан и жителей области. В этом им должны помочь руководители города и области вместе с правоохранительными органами.
– В конечном итоге пассажироперевозки должны стать более прозрачными и доступными для людей?
– Несомненно. Правительство надеется на то, что и новый мэр города, а он у вас сильный экономист, и губернатор в кратчайшие сроки проанализируют рентабельность перевозок, и особенно целесообразность повышения стоимости проезда. Для этого у них есть все рычаги. Тем более что новый Налоговый кодекс позволяет внедрять прогрессивные формы организации предприятий, учета и контроля за их деятельностью, ухода от единого налогообложения и так далее. Если надо, пусть внедряют билетное обслуживание пассажиров, ежедневный контроль за выручкой водителей. Я уверен, что при таком подходе не только будут значительно пополняться местные бюджеты, но и найдутся деньги для завершения долгостроя – запорожских мостов.
– Благодарю за интервью, господин премьер-министр.
P.S. Уважаемые читатели! Данная публикация – версия автора, один из вариантов того, как мог бы оценить ситуацию со строительством мостов премьер-министр. И не более того…