Автострахование по-запорожски
Дорожно-транспортное происшествие с участием нашего героя произошло в январе прошлого года на улице Куйбышева. Водитель «Таврии», из-за плохой видимости и скользкой дороги, аккурат въехал в авто Skoda, принадлежащее Алексею. Приехавший на место события инспектор ГАИ установил, что виновник ДТП – мужчина, находившийся за рулем ЗАЗа – не придерживался безопасной скорости движения. Сама машина принадлежала его гражданской жене. На водителя был составлен админпротокол, а материалы дела отправились в Хортицкий суд.
На момент ДТП «Таврия» была застрахована в АСТ «Вексель», куда виновный и обратился на следующий день. На осмотр автомобиля выехали специалист-автотоваровед и представитель СК «Статус», в котором была застрахована Skoda. Примечательно, что представитель «Векселя» на такое значимое событие не явился, хотя и был поставлен в известность. Согласно выводу Консультативно-автоэкспертного бюро материальный ущерб составил 14,5 тысячи гривен. Водитель «Таврии» против такой суммы не протестовал, ведь все равно ее выплата ложится на плечи страховой компании. Однако добиваться этого пришлось самому Алексею, так как виновник ДТП, возможно, посчитав, что его миссия в данном деле окончена, от решения данной дилеммы самоустранился. Посему, собрав необходимый пакет документов для получения денег, Алексей лично направил его в АСТ «Вексель»:
– При вручении соответствующего заявления сотрудники компании пояснили мне, что относительно «Векселя» началась процедура банкротства.
Действительно 18 мая 2010 года Хозяйственный суд города Киева признал АСТ «Вексель» банкротом и открыл ликвидационную процедуру. Соответствующее объявление можно было прочесть в газете «Урядовий кур’єр» от 22.05.2010. Ни для кого не секрет, что требовать компенсации на законных основаниях в нашей стране – мероприятие малоперспективное, а в сложившейся ситуации этот процесс стал практически невыполнимым.
Юридическое отступление
Правовое регулирование обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств регулируется одноименным специальным законом от 01.07.2004 №1961-IV. Он предусматривает создание Моторного транспортного страхового бюро (МТСБУ) – единственного объединения страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств за вред, причиненный третьим лицам (ст. 39). А в части второй этой же статьи одним из основных заданий МТСБУ значится выплата из централизованных страховых резервных фондов компенсаций и возмещений на условиях, предусмотренных этим законом.
Звонки в запорожское отделение «Векселя» заканчивались переадресацией в Киев. Там трубку брали через раз и советовали обращаться в городской офис. Такой себе настольный теннис получился. Потому Алексей написал заявление в МТСБУ: «Но ответ, который пришел на следующий день после официального объявления «Векселя» банкротом, гласил, что мне отказано в удовлетворении моих законных требований. Причина – отсутствие информации о банкротстве СК «Вексель»! Тогда я повторно обратился, предоставив копию объявления в газете. Уже в телефонном режиме сотрудники МТСБУ меня убедили, что первоначальный ответ был ошибочным и попросили еще раз обратиться с заявлением об оплате страхового возмещения. После этого я еще два раза (17.06.2010 и 02.11.2010) направил в МТСБУ заявления о выплате страхового возмещения, но ни на одно из них – ни ответа, ни денег».
В ноябре Алексей в который раз связался с представителем страхового бюро в телефонном режиме, от которого получил ответ, что денег он не дождется, да и лучше всего обратиться бы ему в суд.
Сказано – сделано. Сейчас он судится с водителем, совершившим ДТП, владельцем авто, ликвидатором акционерной страховой компании «Вексель» и Моторно-транспортным страховым бюро Украины.
Непогашенный «Вексель»
Кстати, в октябре прошлого года прокуратура, было, опротестовала банкротство СК «Вексель», но через месяц ее таки огласили разорившимся маклером. Если бы ситуация развивалась по сценарию прокуратуры, тогда в выиграше оказались бы как МТСБУ, так и клиенты этой компании. По закону бюро должно выплачивать деньги по полисам «Векселя», если компанию признают банкротом. В таком случае, как писало издание «Дело», страховое бюро рисковало «влететь», как минимум, на 30 миллионов гривен. Клиенты же могли получить второй шанс на то, чтобы заявить о своих претензиях к страховщику, но увы…
А пока идут тяжбы да разбирательства, во всемирной паутине появились люди, которые к сложившейся ситуации отнеслись с юмором. К примеру, существует фан-сайт «Векселя», создатель которого предлагает объединиться в своеобразный клуб: «Эта страничка создана для тех, кого название страховой компании «Вексель» не оставляет равнодушными. Для тех, у кого при упоминании этого названия учащается пульс и дыхание, а руки непроизвольно тянутся к кошельку, чтобы проверить – а не украли из него еще что-либо. Добровольно отдав свои деньги этой организации, вы уже сделали заявку на вступление в мой клуб. Но ощутить себя полноправным, не побоюсь этого слова, членом, вы сможете только по воле случая. Страхового случая».
Кровные узы
А вот еще один пример того, как страховая компания избегает своих обязательств по выплате компенсаций. В руки журналистов «Правды» попало заявление на имя начальника Главка милиции Владимира Сербы от жителя нашего города Александра Девятки. В нем он описывает ситуацию, которая произошла с ним после ДТП и обращения в страховую компанию:
«22.12.2010 я находился на работе. У руководства я отпросился поехать в страховую компанию для получения денег. Сейчас машины у меня нет, поэтому я попросил моего товарища отвезти меня. Вдвоем мы прибыли в СК «АХА», которая находится по улице 40 лет Советской Украины…
Когда я вышел в коридор, ко мне подошли два человека в гражданской одежде. Один из них сказал, что они из отдела по борьбе с экономическими преступлениями, быстро показал какое-то удостоверение и сразу же его убрал. Свои должности и фамилии эти люди не называли, а второй был у него на подстраховке и ничего не говорил. Как я сейчас уже знаю, первый был капитан милиции Иван Л., а второго я до сих пор не знаю.
Так Л. протащил меня к лифту. Здесь я уперся, попросил объяснить причину происходящего и, кроме того, я говорил Л., что не надо меня тащить, я ничего не совершал и пройду сам куда угодно, если это надо. Возле кассы стоял сотрудник банка, который видел происходящее. Он же шел за нами к лифту. Кто он такой, я не знаю. Как мне потом сказали, что это отец капитана милиции, который работает в этой страховой компании начальником службы безопасности».
После доставки Александра в Орджоникидзевский РОВД ему объяснили мотив задержания: якобы он и второй участник ДТП П. вошли в преступный сговор, чтобы похитить деньги у страховой компании.
Происходящее с Александром в стенах РОВД «сопровождалось угрозами, что меня «закроют», что будут возить по райотделам и держать десять суток, что возбудят уголовное дело и т. д. От меня требовали признания, что я по сговору хотел украсть деньги СК. С 10 до 13 часов я был задержан сотрудниками милиции и на эти три часа лишен возможности свободно передвигаться, звонить, общаться с людьми, что Уголовным кодексом Украины предусматривает уголовную ответственность. Как мне стало известно, сейчас оказывается сильное давление на П., чтобы тот дал показания, нужные не столько милиции, сколько страховой компании».
Ответ от начальника ГУ МВД Украины в Запорожской области пришел через месяц. В нем говорилось, что проведенное следствие по фактам, изложенным в обращении, нарушений в действиях сотрудников милиции не обнаружило. Доставка и «опитування» Александра Девятки в РОВД осуществлялась в рамках проведения доследственной проверки по заявлению директора СК «АХА».
P.S. В данной ситуации «Правда» не дает какой-либо правовой оценки действиям участников конфликта. Это прерогатива суда. Но нам хотелось бы отметить, что рынок автострахования (как и любой другой по предоставлению услуг в нашей стране) требует срочного вмешательства со стороны контролирующих предпринимательскую деятельность ведомств, а также силовых структур. Случаев, подобных тем, которые описаны в данной статье, бесчисленное множество. И это говорит отнюдь не о процветающей демократии, а о том, к чему некоторые из нас, увы, уже привыкли с детства – о беспределе.