Наполнение бюджета чиновники и бизнес видят по-разному
Проблемы украинской таможни вряд ли могут быть решены на местных уровнях. До тех пор, пока не изменят правила игры во всей системе, скандалы в этом подразделении Государственной фискальной службы будут возникать постоянно. Наиболее громким их проявлением стала стрельба в Мукачево.
Конфликт показал, чего стоят заверения силовиков о том, что коррупция на таможне побеждена. Мукачевский инцидент продемонстрировал масштаб борьбы за теневые потоки на границе. Не утихает интрига и на одесской таможне, где должность ее главы пустует из-за политических заявлений главы ОГА Михаила Саакашвили. Эти процессы являются следствием лоббистской борьбы во властных кругах, считает исполняющий обязанности главы Запорожской таможни ГФС Олег Суршко. «Правда» обсудила с чиновником положение дел в ведомстве.
На сегодня запорожская таможня – это семь постов и около 250 служащих. Назначенный в начале августа Олег Суршко уже заявил о намерении сократить количество сотрудников до 217 человек в рамках государственной политики, направленной на уменьшение числа чиновников. Говорить о показателях таможни в разные периоды Суршко пока не берется, однако и так понятно, что в результате кризиса и войны, повлекшей сворачивание многих зарубежных рынков, они упали.
Сравнивая гривневые поступления от всех украинских таможен, фиксируется небывалый рост – 12,5 миллиарда гривен за январь-май 2015 года против 4,2 миллиарда гривен за аналогичный период в 2014 году. Немалую роль сыграл введенный правительством импортный сбор в размере 5-10%, однако главную поправку приходится делать на валютный курс. И если перевести названные суммы в доллары по средневзвешенному на момент их уплаты курсу, то картина получается совершенно иная. В 2015 году при курсе 21 гривна за доллар бюджет получил 264 миллиона долларов, а в 2014 при курсе 12 гривен за доллар на 19% больше – 322 миллиона долларов. Падение очевидно. Сравнение 2013 и 2014 годов еще более удручает – падение на 40%.
То же говорят и в НБУ. По данным учреждения, несмотря на то, что физические объемы импорта уменьшились на 30% в годовом исчислении, цены на импортируемые товары в долларовом эквиваленте снизились только на 10%. А вот поступления в бюджет страны – почти на 20%. Это тоже может быть свидетельством далеко не безупречной таможенной системы. Теневые доходы продолжают оседать в карманах высших чиновников при регулярных заявлениях о задержании на сравнительно мелких взятках рядовых сотрудников.
Поможет ли замена людей, вопрос пока спорный. После инцидента в Мукачево Арсений Яценюк распорядился отстранить от должностей весь аппарат закарпатской таможни. Но неужели у кого-то есть сомнения в том, что сверхприбыльная контрабанда никуда не исчезла.
Запорожская, не приграничная, таможня, конечно, находится вдалеке от подобных процессов. Однако и здесь есть проблемы с наполнением бюджета. На сегодня план, который спускается подразделению, – около 430 миллионов гривен в месяц. Основными наполнителями остаются «Запорожсталь», «Мотор Сич», «Укрграфит», Запорожский кабельный завод, мелитопольское подразделение ЗАЗ и «Днепроспецсталь». Крупнейшим плательщиком таможенных сборов является Запорожская атомная электростанция, она дает около половины всего объема.
Однако пусть не гиганты, но все же достаточно крупные импортеры заявляют о некорректной работе таможни. Камень преткновения – цена товара, указываемая в декларации. Таможня стремится к тому, чтобы декларирование прошло по максимальной цене и опирается в этом на законодательство, а также базу всех деклараций. Условно говоря, если в Киев единицу товара завезли по стоимости
1 доллар, а в Запорожье хотят за 50 центов, у импортера возникнут проблемы. Некоторые из них, пожелавшие остаться неизвестными, говорят, что таким образом руководство таможни создает коррупционную среду. Кроме того, бизнесу в нынешних условиях вообще нельзя создавать таких преград, чтобы оживить коммерческую деятельность внутри страны.
У руководителя таможни Олега Суршко на это другая точка зрения. По его мнению, предела в желании задекларировать дешевле у бизнесменов не будет. «Дашь за 50, начнут пытаться провозить по 10 центов», – говорит Суршко. О балансе между оживлением бизнеса и необходимостью наполнять бюджет за счет таможенных сборов говорить не приходится. По мнению Суршко, необходима норма об уголовной ответственности за махинации с таможенными документами. На сегодня таможня отсылает запросы своим коллегам в страны, откуда завозятся товары с целью проверить их истинную закупочную стоимость. Ответа приходится ждать месяцами, и в случае выявления нарушений предпринимателей будет ожидать лишь штраф.
Возможно, компромисс в этой ситуации состоит в том, чтобы вообще прекратить собирать налоги на границе, однако значительно ужесточить штраф за нарушения при оформлении документов. Подобным путем пошли в США, Грузии и даже Молдове – груз проезжает быстро, расплата за махинации может наступить и через год, однако будет крайне суровой. При этом коррупция уходит с границ и таможенных постов. Сегодня же понять масштабы теневого оборота и «серых» схем даже не представляется возможным.
В то же время правительство пока не предлагает кардинальной смены правил игры, а лишь косметические меры. Традиционно они заключаются в обещаниях всех разогнать и назначить новых. В конце июля премьер-министр Украины Арсений Яценюк поручил приступить к созданию абсолютно новой фискальной службы Украины по примеру Национальной полиции. «Нам нужно принять сложное, но единственно правильное решение – фактически стопроцентное обновление всего кадрового состава», – говорил Яценюк и о фискальной службе в целом и о таможне в частности. Как это поможет в решении той же проблемы декларирования, пока неясно.