Что, кроме криков о «зраде», запорожцы могут противопоставить росту тарифов на энергоносители?

е
Не факт, что грядущая зима станет самой холодной в истории независимой Украины. Факт, что она станет самой дорогой. По сравнению с прошлым годом тарифы на «коммуналку» выросли более чем на 80%. Один только газ подорожал в 5,5 раза. Власть называет такое повышение цен объективным и вынужденным, оппозиция не упускает возможность на этом лишний раз поспекулировать. Все это происходит на фоне непрекращающегося удорожания продуктовой корзины и роста инфляции.
О том, какие возможности есть у простого украинца для того, чтобы накануне зимы самортизировать удар по своему кошельку, идет ли навстречу в этом вопросе государство, а также о европейском опыте жития при высоких коммунальных тарифах и поговорим в этой статье.
военнослужащих
Почему все дорожает?
Перед тем, как говорить об энергосбережении и энергоэффективноси, следует уяснить, почему украинцам приходится затягивать пояса. Причин несколько.
Во-первых, у любого товара или услуги, в том числе и газа, воды или электричества, и их поставок, существует себестоимость, которую кто-то должен покрывать. В Украине долгое время разница между себестоимостью и тарифом покрывалась из бюджета. Соответственно, госказна была перегружена вынужденными выплатами, и, как следствие, были систематические непроплаты.
Что касается, например, сферы газодобычи, то, удерживая цену газа низкой для населения, государство просто убивало эту отрасль. В результате, согласно расчетам аналитиков информационной кампании Stronger Together, только в этом году добыча упадет на 1 миллиард куб. м по сравнению с 2014 годом. Для того чтобы остановить это падение (не говоря уже о росте), необходимо вкладывать около 4 миллиардов гривен в год. Чтобы добывать больше украинского газа, нужно еще больше денег. И результат появится не сразу, а лишь через два-три года. Только тогда можно будет говорить о полноценной замене дорогого российского газа дешевым украинским. То есть этой зимой примерно четверть газа в конфорках плит украинцев – иностранного происхождения.
Во-вторых, повышение коммунальных тарифов до рыночного уровня – одно из условий, согласованное с Международным валютным фондом, без поддержки которого последствия экономического кризиса были бы гораздо более ощутимее для Украины, чем те, которые мы ощущаем сейчас.
Но в цивилизованных государствах осознают, что рост тарифов должен сочетаться с предоставлением населению широких возможностей по утеплению жилья, уменьшением потребления электроэнергии, переходом на другие источники тепла. Ибо рост тарифов без возможности, что называется «соломки подстелить», приведет лишь к росту количества неплатежей.
Дорогостоящий газ можно заменить на электрооборудование, на использование пеллет, на биогаз. Но переход на альтернативные источники энергии, внедрение энергосберегающих технологий, утепление и ремонт жилья – все это стоит денег, требует инвестиций. Причем не малых. Очевидно, что украинцы сейчас не в том состоянии, чтобы вкладывать. Поэтому главная задача государства в текущей ситуации не наблюдать за тем, как население загибается под непомерным бременем коммунальных платежей, а создавать различные механизмы (кредитование, привлечение международных программ, дотирование), которые позволили бы украинцам минимизировать последствия резкого роста тарифов.
Именно по такой схеме в свое время пошла Европа. И не прогадала.
военнослужащих
Польский опыт
Жесткое столкновение обывателя с высокими тарифами и уход от дотации коммунальной сферы Европа пережила еще на старте 90-х. Двадцать лет спустя эффективность шагов, предпринятых тогда странами ЕС в направлении минимизации и оптимизации затрат, более чем очевидна.
Показателен пример близкой во многих смыслах Украине Польши. Как и у нас, у нашего ближайшего европейского соседа большинство жилых домов было построено в 1960-70-х годах. Дешевое, не очень качественное жилье, которое возводилось с одной задачей – чтобы максимум людей в сжатые сроки получили крышу над головой. В то время никто не задумывался о так называемых «тепловых мостах» и теплоизоляции. Неудивительно, что вскоре дома в Польше обогнали промышленность по потреблению энергии.
Когда начал дорожать газ, расходы на содержание домов подскочили до невиданных уровней, которые были не под силу ни гражданам, ни государству, поначалу субсидировавшему «коммуналку». Правительство создало Фонд термомодернизации и ремонтов, взявший на себя финансирование комплексного обновления домов. Через этот фонд на модернизацию дома поляк получал кредит, четверть которого погашало государство.
Параллельно были ужесточены нормативные требования к домам в сфере теплоизоляции и потребления энергии. Для их выполнения можно либо утеплить дом, либо оснастить его дополнительными источниками энергии (солнечные батареи, ветряные генераторы). У каждого дома есть сертификат энергоэффективности – документ, в котором указано, сколько энергии он потребляет. При продаже или аренде жилья на эту бумагу обращают внимание: ведь может быть выгоднее выбрать квартиру в более дорогом доме, но с меньшими регулярными расходами на отопление.
Комплекс принятых мер позволил сократить потребление тепла отопительными системами на 43% в период с 1998 по 2004 годы. Тарифы на отопление за то же время выросли на 50% – но расходы жильцов таких домов не возросли, а даже упали на 16%.
По состоянию на 2012 год, после всех реформ, среднестатистическая семья из двух человек без детей в Польше тратила на отопление 2,3% своих зарплат. В Украине – 1,8% в том же году. С тех пор зарплаты в реальном измерении сильно упали, а тарифы, наоборот, поднялись. Это значит, что без мероприятий по экономии тепла удельный вес расходов на отопление будет расти и ляжет непосильной ношей на семейные бюджеты.
военнослужащих
Энергосбережение по-украински
По мнению правительства, главной подушкой безопасности для обывательского кошелька должна стать упрощенная система получения субсидий, на которую суммарно выделено более 15 миллиардов гривен. Но, несмотря на декларируемую простоту получения, далеко не все украинцы будут платить меньше того, что указано в платежках. Многим в субсидии по тем или иным причинам отказывают. Что делать в этой ситуации? Как готовиться к зиме?
Одним из выходов, предложенных государством, может стать поддерживаемая Кабмином кредитная программа «Ощадний дім», уже сегодня реализуемая в государственных банках: «Ощадбанке», «Укргазабанке» и «Укрэксимбанке». Она в чем-то похожа на ту, которую в своем время использовали в Польше, – госбюджет покрывает обывателю часть затрат на утепление дома.
В «Ощадбанке», например, данная программа состоит из трех основных направлений: модернизация частных домов, внедрение энергосберегающих технологий в квартиры в многоквартирных домах и санация дома, собственником которого является ЖСК или ОСМД. Частному лицу государство готово компенсировать до 30% стоимости процедуры утепления. Если кредит на энергомодернизацию дома берет ЖСК или ОСМД – до 40% от стоимости.
– По частным лицам программу можно разделить на две части. Первая – компенсация за покупку котла, альтернативного газовому или электрическому (20% от суммы кредита, но не более 12 тысяч гривен). Вторая – компенсация за покупку энергосберегающих материалов (30%, но не более 14 тысяч гривен), – говорит заведующая сектором отдела организации розничного кредитования областного управления «Ощадбанка» Запорожья Наталья Яковенко. – Физлицо обращается в любой магазин, берет счет-фактуру, приходит с ним любое отделение «Ощадбанка», имея при себе паспорт, код и справку о доходах за полгода, и оформляет кредит. По условиям: сумма кредита – до 90% стоимости товара, сроком до трех лет, кредитная ставка – 25% годовых. Оформление и выдача кредита – в течение двух дней. Комиссии за досрочное погашение нет.
Упрощая: если вы берете кредит размером 10 тысяч гривен сроком на год на то, чтобы утеплить свое жилье, то по факту заплатите 8237 гривен.
– Программа для ОСМД И ЖСК идет еще с 2013 года, – отмечает замначальника отделения «Ощадбанка» №325 Ирина Мороза. – Кредитование до 60 месяцев. Возмещение по материалам и оборудованию – 40%. Программа востребована. Кредит выдается только после решения общего собрания дома – «за» должны проголосовать более 75% жильцов.
военнослужащих
Запорожский МЭП
Помимо общегосударственных программ сокращения энергопотребления, существуют и инициативы на местах. Вообще, в сфере принятия разного рода инициатив и утверждения планов, а также создания структур, которые будут следить за их исполнением, местной власти равных нет.
В частности, сегодня в Запорожье утверждены Муниципальный энергетический план (МЭП) и План действий устойчивого энергетического развития. По словам заместителя городского головы Запорожья Дмитрия Свиркина, упор делается на перевод бюджетных учреждений и жилого фонда на альтернативные источники энергии, позволяющие заместить природный газ путем строительства модульных котельных. Проведены переговоры с зарубежными инвесторами и местными производителями энергоэффективного оборудования. В основном с теми, кто готов не только реализовать свою идею, но и вложить в нее средства.
– На 59-й сессии горсовета в этом году депутатами было проголосовано решение о создании коммунального предприятия «Запорожское энергетическое агентство». Эта энергосервисная компания займется созданием механизма, регулирующего взаимоотношения городской власти, инвесторов, бюджетных учреждений и организаций.
Кстати, по словам заместителя мэра, на последней сессии городского совета была также принята отдельная городская программа, которая компенсирует процентную ставку по кредитам, привлекаемым на внедрение энергоэффективных проектов в ЖСК и ОСМД. Это по факту превращает кредит в беспроцентную ссуду. На данный момент пять ОСМД Запорожья ведут работу по оформлению такого кредита.
Среди других подобных инициатив, действующих в Запорожье, можно также назвать немецко-украинский проект «Устойчивое развитие жилищного хозяйства в Украине: содействие местному развитию и усиление роли общественных организаций», в рамках которого проходят семинары, посвященные вопросам энергосбережения в многоквартирных домах.
военнослужащих
На словах и на деле
Как и в случае с субсидиями, в реальности все выглядит не столь радужно, как в рекламных листовках «Ощадбанка» и в заявлениях чиновников.
Одной из главных проблем в ситуации с имплементацией энергосберегающих программ остается слабая информированность населения о существовании этих самых программ. Хотя тот же Дмитрий Свиркин считает, что проблем с охватом аудитории нет:
– Мы провели несколько пресс-конференций, сюжеты о которых выходили по местным телеканалам. В различных форматах это доводилось населению. Что касается ОСМД, то на обсуждение этих программ мы приглашали их представителей.
Хотя данные «Ощадбанка» говорят о том, что приглашали слабо. По Запорожской области за август 2015 года программой компенсации за пользование «энергосберегающим» кредитом воспользовались всего 250 человек. По Украине таких кредитов выдается порядка 7 тысяч в месяц.
Вторая проблема – отказ в получении кредита. Готовя этот материал, мне удалось пообщаться с двумя запорожцами, решившими воспользоваться данной компенсационной программой в «Ощадбанке» и получившими отказ. Так, пенсионерке, пытавшейся получить в кредит 2500 гривен на замену окна, деньги пообещали предоставить только после того, как она переведет обслуживание пенсии в «Общадбанк». Пожилая женщина отказалась, поскольку привыкла обслуживаться в другом банке. Работнице же одного из промпредприятий Запорожья в кредите на замену окон размером в 20 тысяч гривен было отказано по причине плохой кредитной истории, что вызвало удивление кредитополучателя, ибо ранее никаких отказов или проблем с кредитованием у нее не было. Пришлось оформлять энерго-сберегающие окна на мужа.
И последний момент. Любые процедуры, связанные с заменой окон или утеплением дома, имеют смысл, если дом или квартира оборудованы приборами индивидуального учета расхода тепла. Без них тепломодернизация, конечно, согреет самих жильцов, но вот на платежки никак не повлияет, поскольку теплогенерирующие компании поставляют тепло строго по тарифу. Таким образом, нужен комплексный подход к уменьшению энергозависимости и повышению энергоэффективности. Тепломодернизация должна идти не сама по себе, а параллельно с процессом окончательного оформления полной собственности жильцов на дом, то есть создание ОСМД или ЖСК. Только такие объединения смогут выступать от имени всего дома, а не отдельных квартир, и заниматься комплексным ремонтом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *