Психологическая инициация женщины

Наши мудрые предки (в отличие от нас – цивилизованных) выстраивали свою жизнь согласно природным и жизненным циклам. К каждому жизненному этапу они готовились заранее. И любой обряд был не формальностью, а реальной психологической трансформацией, переходом из одного жизненного этапа в другой. Мы же, умные и образованные, выходим из школ и университетов, напичканные множеством знаний. А вот учиться самой жизни считается почему-то не нужно, и в лучшем случае мы постигаем ее «на своем опыте, методом проб и ошибок…», но чаще – используя как пример семью своих родителей (и хорошо, если это успешный пример). Хотя все больше радуют фразы, доносящиеся то тут, то там: «Я не готова еще, это большая ответственность и т. п.».

Антропология о «Переходе» или Посвящение
Каждая девочка, девушка должна пережить переход к состоянию зрелой, взрослой женщины. В нашем обществе признаками зрелости считаются социальные символы – начало сексуальной жизни, замужество и рождение детей. Однако, как показывает психологическая практика, обладание этими признаками не обязательно совпадает с переживанием зрелости и ощущением себя взрослой женщиной.
«Необходима психологическая инициация женщины, то есть не внешний, а внутренний переход из одной стадии в другую».
«Традиционно под инициацией (от лат. initio – посвящение, совершение таинства) понимается, во-первых, переход индивида из одного статуса в другой, в частности включение в некоторый замкнутый круг лиц (в число полноправных членов племени, в мужской союз, эзотерический культ, круг жрецов, шаманов и т. п.), и, во-вторых, обряд, оформляющий этот переход» (Р. Ефимкина). В переводе с английского инициация – принятие в группу.
«Женские инициации бывают двух типов: 1) пубертатные, 2) связанные со вступлением в женские союзы. Пубертатные отличаются тем, что девочки достигают половой зрелости не одновременно и поэтому проходят возрастные обряды посвящения не коллективно, как мальчики, а поодиночке. Чаще всего женский пубертатный обряд инициации заключается в изоляции, запрете видеть свет, ступать на землю и употреблять в пищу некоторые виды продуктов, а также обучению женским ремеслам (ткачество) и мифам».
«В традиционных культурах инициации имеют трехэтапную структуру: 1 – сегрегация (разрыв неофита с его окружением) и изоляция (уход, увод, смена образа жизни); 2 – транзиция (промежуточное, лиминальное, бесстатусное состояние посвящаемого); 3 – инкорпорация (возвращение к общественной жизни в новом статусе)».
Суть (и это главное) инициации – это символическая смерть посвящаемого и его последующее возрождение в новом качестве. Важно подчеркнуть, что этот переход проживается не просто как формальный ритуал, а как глубокая психологическая трансформация, изменение.
Наиболее яркой иллюстрацией инициации женщины являются сказки и мифы: «Золушка», «Морозко», «Аленький цветочек», «Спящая красавица». Независимо от сюжета, суть этих историй сводится к тому, что главная героиня, переживая ряд испытаний и проходя непростой путь, достигает счастливого замужества.

Наденьте венок сами!
Я думаю, что именно женщина может и должна проявить инициативу в возрождении сакрального смысла многих жизненных явлений. Это станет возможным, если она сама переживет сущностную трансформацию. Я с восхищением и завистью читаю этнографический материал, описывающий традиции наших славянских прапрапрабабушек: они плели венки (символ женской зрелости), заплетали и расплетали косы, шили и вышивали приданое, прокладывая тем самым дорогу к своей счастливой женской судьбе. Старшие женщины готовили и обучали младших. Куда все подевалось? У современной девушки чаще всего есть только опыт ее неинициированной и уставшей от жизни мамы и свои собственные смутные представления о том, что и как (да, ну и, конечно, многострадальный опыт подруг, глянцевые журналы и популярные фильмы)…
Так что – приходите! Будем разбираться и переживать вместе.

{odnaknopka}

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *