Новый год: психология чуда или рождение нового мира-1

В этот период, как показывает статистика, падает смертность и становится меньше работы у психологов и психотерапевтов, так как ожидание волшебства (которое будет осуществлено некой третьей абстрактной силой) заменяет необходимость самому вершить эти чудеса – работать над собой и менять свою жизнь. Но все дело не только в нашей наивной психологии, а и в эффекте, который оказывает этот праздник на душевное состояние человека.
Новый год – это праздник, который празднует все население (в отличие от многих других). В предпраздничный и праздничный период можно сказать, что вся планета находится в состоянии позитивного единства. Большинство людей уже испытывают, либо пребывают в предвкушении радости, счастья, светлых надежд на хорошие перемены. Мы все находимся в приятной суете, готовим подарки, отмечаем приближение праздника на корпоративных вечеринках, поздравляем друг друга. Конечно, экономический кризис внес свои коррективы, но все же… К тому же Новый год – приятное путешествие в беззаботное детство, а это сильный аргумент на весах против материальных проблем.

 

Сакральный смысл
праздника
Все эти эмоции и чувства имеют более глубокий, священный смысл. Вдумайтесь – НОВЫЙ год: это новая жизнь и вообще обновление!
Многие исследователи, и в частности Е. Иванов, пишут: «Традиция встречи Нового года повсеместно распространена в цивилизованных и примитивных (архаических) обществах. Возникла она в глубоком прошлом и связана с появлением у человека ощущения необходимости периодического обновления мира. Отправным моментом, видимо, послужили наблюдения за биокосмическими ритмами: все в этом мире имеет свое начало и свой конец; луна растет, становится полной, а затем уменьшается и исчезает, природа расцветает весной и умирает зимой, все живое проходит стадии развития, старения и смерти. Но за каждой смертью следует новое рождение, поэтому весь мир, время и сам человек нуждаются в периодическом обновлении, которое свершается в Новый год. У различных племен и народов наступление Нового года приходилось, да и ныне приходится, на различное время года, но каждому празднику присуща общая черта – в Новый год гибнет старый мир, гибнет со всем плохим, что в нем было, а на смену ему рождается новый мир». Новый год – не момент, а промежуток между смертью и новым рождением, который организован в определенный ритуал: мы провожаем старый год и встречаем новый. Все дело в этой мистической границе, которую мы переживаем в ночь с 31 декабря на 1 января.
Другой исследователь – М. Элиаде – наверное, еще более глубоко смотрит на это явление. Он пишет, что «в сознании людей архаических обществ существовало два времени: сакральное (Райское время, Время Оно, Мифическое время, Время до Падения, Потерянный Рай
и т. д.), когда связь между небом и землей была прочна и проста, и обыденное время. Сакральное время связано с космическими ритмами, оно циклично и обратимо, тогда как обыденное время связано с историей, оно линейно и необратимо. У разных народов есть общее в описании «райского» времени: люди были бессмертны, не трудились, легко находили обильную и вкусную пищу, понимали язык животных и жили с ними в мире. Затем происходили какие-то события, в результате чего «райский» период завершался, и связь с небом утрачивалась, но не окончательно, так как при помощи специальных ритуалов в определенном месте и в определенный момент времени возможен возврат к изначальности.
Все существование архаического человека направлено на правремя: он стремится восстановить эту связь и вернуть то блаженство, что предшествовало его современной жизни. «Тоска по потерянному раю» вызывает потребность периодического возрождения мира и в том числе порождает обычай празднования Нового года как момента космического обновления, дающего надежду на обретение первоначального счастья. Первобытные народы считают, что мир должен обновляться ежегодно, причем по одной и той же модели: необходимо повторить то, что когда-то сделали творцы мира.
Весь земной мир является функцией повторения сакрального мира, его имитацией, а любое освященное пространство совпадает с Центром мира, где сходятся небо и земля, сакральный и обыденный миры. Точно так же и время проведения ритуала совпадает с мифическим временем Начала».
Так что главный смысл этого периода – это рождение нового года, в рамках которого формировались судьбы природы, социума и конкретного человека на весь следующий годовой цикл (смерть и рождение, обновление), а также процесс первотворения (рождение, сотворение мира вообще, возвращение к Началу).
(Продолжение – в следующем номере)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *