Кому и что должна женщина?
Можно сказать, что женщина, часто неосознанно, «делает» эти установки частью своей личности и, исходя из этих правил, строит свою жизнь. Конечно, какие-то свои цели она достигает на этой почве, но ее истинные устремления и мечты, скорее всего, остаются нереализованными.
Стереотипы: традиции и ограничения
Нельзя сказать, что все стереотипы ограничивают свободу человека и препятствуют ему в самореализации. «Полезные» стереотипы (например, женщина – хранительница домашнего очага) – это основа реальности, без которой она разрушалась бы. «Согласно Липпману, стереотип – это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность, а также упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира». «Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, а, следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой». Естественно, что в таком случае попытка расшатать, изменить стереотипы будет восприниматься как угроза существующему порядку, системе мировосприятия и мироустройства. Но важно понимать, что стереотипы являются «родителями» предрассудков, либо устаревших правил, которые блокируют развитие. Такие ограничения нужно преодолевать или, по крайней мере, пытаться заглянуть по ту сторону медали – а что там, внутри, на глубине…
«Женские лозунги», или Какая женщина сейчас в моде…
В своей практике работы с женщинами наиболее часто я сталкивалась с такими установками или стереотипами в их сознании (они оформлялись в лозунги, для придания им более экспрессивной окраски), которые воспринимались как ограничения, препятствующие более естественному проявлению своей индивидуальности и самореализации.
* «Будь многофункциональной машиной! Все умей, все успевай! Ты всем должна!»
* «Женщина – это профессия!»
* «Соответствуй!»
* «Будь социально успешной! Зарабатывай много денег! Играй роль мужчины!»
* «Будь стервой!»
* «Будь сильной!»
* «Славянская женщина – легкодоступная!»
* «Соответствуй стандартам внешней красоты!»
* «То, что можно мужчине, не позволено женщине!»
* «Место женщины – на кухне, даже если она успешна!»
Впечатляет, не так ли? И это не полный список… Интересно наблюдать, что в сознании проявляются как установки, характерные для прошлых десятков лет, так и современные (кто «отсылает» женщину на кухню, а кто в социальные поля). Конечно, это поверхностный слой. В более глубоких пластах – индивидуальный опыт, детство, мифологическое мышление и т. д.
Если попробовать составить собирательный образ из этих посланий, то вырисовывается «Идеальная разнофункциональная женщина-робот, готовая на все, для всех и всегда!», а точнее – ломать и подстраивать себя под витающие в воздухе, никому конкретно не принадлежащие, но при этом модные лозунги. Наверное, нет смысла в очередной раз рассуждать о психодуховном кризисе, о том, что индивидуальность женщины неповторима, и она может раскрыть и реализовать ее, и что хватит бунтовать – свободу получили все (и мужчины тоже!) «по полной программе». Думаю, что важно теперь определиться с ориентирами, главными жизненными ценностями, которые составляли бы ядро индивидуальности человека. Впрочем, как показывает история – в развитии общества все идет своим чередом.
Для современной женщины важно не пытаться втискиваться в новомодный костюм, с гневом сдирая с себя старый (менять старые установки на новые), так как он все равно не по вам сшит, а понять «Где в этом всем Я?!» и честно признаться себе: «Выбирая те или иные модели поведения, опираясь на те или иные ценности – я счастлива?». Если ответ отрицательный, то полученная свобода подарила уникальную возможность для женщины – выбирать и менять…