В чьи руки попадет земля после завершения реформы?

 

Видимость запрета
Мораторий действует на территории нашей страны со дня независимости. До 1 января 2002 года продажу земли сельхозназначения ветировал Земельный кодекс УССР. После него вступил в силу новый кодекс, переходные положения которого запрещали гражданам и юридическим лицам продавать или иным способом отчуждать принадлежащие им земельные участки и паи до 1 января 2005 года. В дальнейшем мораторий неоднократно продлевали, вплоть до 1 января 2012 года. Согласно нормам действующего Земельного кодекса, купля-продажа земель не допускается до вступления в силу законов о государственном Земельном кадастре и о рынке земли в Украине. То есть отсрочка, по сути, оказалась бессрочной.
Но не будем забывать, что законы в нашем государстве создаются для того, чтобы их нарушить. Эксперты отмечают, что в том же Земельном кодексе 2002 года особо падкие нашли лазейку в виде статьи 22, которая вводила такое понятие, как «особисте селянське господарство». Главная задача была – перевести землю в вышеуказанный статус, а далее земельный участок можно было менять (до поры до времени даже на
деньги), отдавать за долги, передавать в наследство. По данным Госкомстата, которые приводятся в материале «Вільні земельні ділянки: інвестиційний потенціал чи камінь спотикання ринку земель» на интернет-ресурсе «Прозора земля», в 1994 году площадь сельскохозяйственных участков составляла 41,89 миллиона га, в 2002-м – 41,8 миллиона, в 2009-м – 41,63 миллиона. Может, водой смыло? Но автор делает другой вывод: за время действия моратория изменили целевое назначение 170 тысяч га земли. От себя смеем добавить, что это лишь официальные данные и, скорее всего, количество земли, заграбастанной умелыми ручками, исчисляется миллионами гектар. Также стоит упомянуть, что зачастую арендаторы гнались за быстрой наживой и использовали землю нерационально, выжимая из нее буквально все соки, а затем брались за следующий участок.

Первый прошел
И вот в 2011 году правительство Украины вплотную подошло к началу земельной реформы (после прочтения этой строки все же рекомендуем сплюнуть через левое плечо и постучать по дереву). Первый этап был пройден
7 июля, когда Верховная Рада приняла закон «О Государственном земельном кадастре». В нем раскрывается значение этого самого кадастра. Это единая государственная геоинформационная система сведений о землях, расположенных в пределах границы Украины, их целевом назначении, ограничении в их использовании, а также данные о количественной и качественной характеристике земель, их оценке, о распределении земель между владельцами и пользователями. Также предусматривается, что госакты вместо бумажного примут электронный вид.
Принять-то приняли, но старые проблемы пока не решены. Как рассказал журналистам «Правды», глава Запорожской областной аграрной палаты Владислав Сергиенко, необходимые замеры для сбора сведений о земельных участках до сих пор не проводились, хотя необходимость в этой процедуре уже давно назрела. «Нужно провести инвентаризацию. С этого, по сути, и надо было начинать. Процесс трудоемкий, но он необходим», – считает Владислав Алексеевич. Есть вопросы и по регистрации госактов. Наши внимательные читатели помнят, что в Запорожском регионе довольно много ситуаций, в которых простые фермеры-бывшие члены СКП ведут многолетние судебные войны за свое право на землю. Не получится ли так, что тот, кто первый «подсуетился» и зарегистрировался в кадастре, тот и победил? Время покажет… каждому свой жест пальцем.

Второй на старте
А на этой неделе в Верховной Раде зарегистрировали сразу два законопроекта под номерами 9001 и 9001-1 о рынке земли. Инициаторы – депутат-регионал Григорий Смитюх и премьер-министр Украины Николай Азаров. По сути, эти документы мало чем отличаются друг от друга. Это же отмечает и сам господин Смитюх.
Согласно законопроекту, субъектами рынка земли являются граждане и юридические лица Украины, органы местного самоуправления и государство в лице соответствующих органов государственной власти. Земельные участки сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства могут приобретать в собственность по гражданско-правовым договорам только граждане Украины, фермерские хозяйства и опять-таки государство. В п. 2 ст. 10 указывается, что иностранцы на наш чернозем могут роток даже не разевать. Более того, в случае вступления этого закона в силу, чужеземцы будут вынуждены вернуть свои гектары на протяжении одного года. Также из интересного: преимущественное право на приобретение имеют государство в лице земагентства, органы местного самоуправления, арендатор земельного участка, собственники соседствующих участков. Максимальная площадь земельного участка в одних руках не может превышать
2100 га (полесье – 1500, лесостепь – 1750, степь – 2100, карпатская горная область – 900, крымская горная область – 1100). Продажа земельного участка происходит на аукционе.

Между строк
Наш собеседник – глава Запорожской областной аграрной палаты – считает, что сама по себе земельная реформа естественно нужна, но не все пункты соответствуют интересам простых фермеров:
– В аукционах должны участвовать институты гражданского общества аграрного сектора, то есть общественные организации. Во всех странах Европейского союза они называются аграрными палатами. Нужно, чтобы мнение общественности имело вес. Поэтому мы предлагаем вместе с законом о рынке земли принять закон об аграрных палатах. В Верховной Раде зарегистрирован соответствующий законопроект №7190. Далее. Преимущественное право на участие должны иметь сельхозпроизводители, которые работают и проживают на этой территории, а никак не государство. Это плохой хозяйственник. И понятное дело, что в этом пункте скрыты огромные возможности для спекуляции. Сами купили, своим же продали. Ведь ни для кого не секрет, что у нас за счет государства обогащаются олигархи. Также мы не согласны с тем, что покупать имеют право лишь фермерские хозяйства. Рынок должен быть открыт тем, кто ведет сельскохозяйственную деятельность. Если его открывать, то и для других юрлиц – ОАО, ЧП.
Что касается ограничения на выделение земельных участков в одни руки. Нам не совсем понятно, из каких размышлений установлен лимит в 2100 га. Допустим, в той же Польше, он составляет 300 га для физических лиц и 400 га для юрлиц. Когда я там бывал, интересовался у аграриев, с чем это связано. Оказалось, что расчет весьма прост – обработать 300 га человеку вполне по силам. А что он будет делать с двумя тысячами? Даже с привлечением семьи, наемных работников получается очень большой объем. Отдавать столько земли в одни руки не имеет смысла.

Вместо эпилога
Многие эксперты не сомневаются, что осенью закон о рынке земли будет принят, а мораторий соответственно снят. Скорее всего, это произойдет, даже несмотря на усилия так называемой оппозиции. К примеру, депутат от БЮТ Владимир Яворивский зарегистрировал законопроект №9014 о внесении изменений в Земельный кодекс относительно сроков начала продажи земельных участков. Этим документом он предлагает продлить мораторий на продажу сельхозземель до 2015 года. Однако нардеп в комментариях СМИ сам признает, что его инициативу ждет тяжелая судьба… 
Государство и простые фермеры сходятся во мнении, что тянуть больше нельзя. Кстати, в этот вторник в Вольнянске для фермеров прошел семинар под названием «Рынок земли». Вела его зам-
начальника главного управления Госкомзема Запорожской области Людмила Спицина. Подобные мероприятия подтверждают мысль, что принятие закона не за горами. Также возможна еще одна цель таких собраний – подготовить почву для скупки этой самой почвы.

Сельхозкомплекс Запорожской области составляет 2244 тысячи га сельхозугодий, в том числе пашни – 1905,2 тысячи, орошаемых земель – 240,4 тысячи га.
В регионе функционируют 29 государственных сельхозпредприятий, 264 частных, 2283 фермерских, 474 общества, 41 производственный кооператив, 110 предприятий другой формы собственности.
*данные на 01.01.2011

Мнение
Директор ИРЦ «Реформирование земельных отношений в Украине» Максим Федорченко:
«Госземагентство – орган лицензирования, он занимается подготовкой лецитаторов, землеоценщиков, он же ведает землей сельхозназначения, распоряжается и отчуждает ее. При таких исходных данных велика вероятность возникновения коррупции и того, что государство, пользуясь своим преимущественным правом, сможет формировать большие массивы земли в пользу заинтересованных лиц».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *