Религиозные общины Запорожья участвуют в политической борьбе
Политическая харизма
Пожалуй, впервые попытку разыграть «религиозную карту» на самом высшем уровне предпринял в 1997 году скандальный экс-премьер Павел Лазаренко. После отстранения от власти, он готовился к парламентской кампании-1998, заручившись поддержкой так называемых «харизматических церквей». История сохранила кадры благословления Павла Лазаренко пасторами-харизматами на конференции в Донецке. Кто именно представлял тогда «запорожских верующих», достоверно не известно. Журналисты упоминали среди благословляющих лишь пастора мелитопольской церкви «Слово жизни» Владимира Токарева. Впоследствии это духовное лицо из Мелитополя (уже как архиепископ Апостольской христианской церкви Украины) и сам штурмовал Верховную Раду на выборах 2006 года – под № 33 в списке «Блока Бориса Олійника та Михайла Сироти».
«Харизматические церкви», возможно, являются самыми политически активными в Украине. Достаточно привести пример печально известного пастора Сандея Аделаджи и его «духовного чада» – экс-мэра Киева и бывшего народного депутата Леонида Черновецкого. В информационном пространстве нередко можно встретить утверждения о том, что именно харизматы составляют идеологический актив в ряде украинских политических партий – например, в Христианско-демократическом союзе или Христианско-либеральной партии. Заметьте, партий парламентских – либо проходивших в Верховную Раду в составе политических блоков (например, «Нашей Украины»), либо проводивших в парламент своих представителей по партийным спискам или мажоритарным округам.
Яйцо всевластия
Однако о политическом единстве в рядах запорожских харизматов, похоже, говорить не приходится. В том же 1998 году, когда, как уже было сказано, ряд авторитетных в Украине харизматических лидеров сделали ставку на Лазаренко, пастор запорожской церкви «Источник жизни» Сергей Гащенко самостоятельно выдвинул свою кандидатуру на округе № 77 (Орджоникидзевский район, частично Хортицкий и Заводский районы). Правда, в ведомостях о кандидате в качестве места работы была указана только должность заместителя председателя правления ЗАО «Аграрно-промышленное предприятие «Надія». Зато в листовках пастор позиционировал себя именно как представителя церкви. Кроме того, Сергей Гащенко параллельно баллотировался тогда в Раду по списку Христианско-демократической партии (№ 29). Примечательно, что соперничать на округе ему пришлось с небезызвестным Валерием Гацько – в будущем (а теперь уже и в прошлом) депутатом ВР и одним из местных лидеров тимошенковской «Батьківщини». Тогда же Гацько баллотировался именно от партии «Громада» Павла Лазаренко. В личном «дерби» Гащенко одержал уверенную победу над Гацько – 2800 голосов (2,74 %) против 1401 (1,37 %). Не удалось ему стать парламентарием и вместе с ХДС.
В 2003 году на пост мэра Запорожья баллотировался Олег Перков, 1954 г. р., беспартийный, директор Научно-исследовательского производственного полигона «Арабелла». 10 июня, уже после оглашения неутешительных для него результатов голосования, кандидат, как писали СМИ, «находясь в состоянии аффекта, причинил себе физический вред, что привело к невозможности выполнения репродуктивных функций». Проще говоря, начинающий политик исполосовал себе мошонку. Широкий резонанс привел к обнародованию некоторых подробностей биографии Перкова. В частности, журналисты выяснили, что кандидат являлся активным последователем одной из «харизматических церквей» города – предположительно все того же «Слова жизни». Запорожские пасторы, разумеется, не признали Перкова «своим», сам кандидат также в дальнейшем не распространялся о своей конфессиональной принадлежности. Однако, согласно публикациям, Олег Перков рассчитывал на поддержку единоверцев, да и оскопить себя, по некоторым данным, ему также посоветовал «голос свыше». Уже после того как кандидат набрал всего лишь 99 голосов.
Православные кандидаты
С 2004 года участие религиозных лидеров в политической жизни страны окончательно стало явным. Рядом с Виктором Ющенко в «президиуме» Майдана без стеснения стоял патриарх Киевский и всея Украины-Руси Филарет (Украинская православная церковь Киевского патриархата). В «оранжевой революции» активное участие принимали последователи «Посольства Божьего» Сандея Аделаджи. А УПЦ Московского патриархата, официально храня молчание, на уровне епархиального духовенства и активных прихожан нередко активно и публично агитировала за Виктора Януковича. В некоторых областях архиереи УПЦ МП вскоре стали депутатами местных советов от Партии регионов (как, например, наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел, ставший депутатом Киевсовета, или митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, прошедший в Одесский облсовет).
После неудачных для лидера Партии регионов выборов-2004 одна из запорожских газет «донесла», что наш тогдашний архиерей, владыка Василий, агитировал за кандидата Януковича – дескать, вот оно, гнездо контрреволюции. Впрочем, данное издание известно своей резкой антипатией к «московским попам», и к утверждениям ее авторов следует относиться с разумной осторожностью. Зато преемник владыки Василия епископ Иосиф особо не скрывал своей дружбы с тогдашним лидером местных «регионалов» Владимиром Кальцевым и поддержки Партии регионов. Молодой архиерей даже был делегатом от Запорожской области на партийном съезде, выдвинувшем Виктора Януковича кандидатом в президенты Украины на выборах 2010 года.
И примкнувшие к ним баптисты
В Запорожье политически пассивными остаются католики. А вот на национальном уровне заявления иерархов Украинской греко-католической церкви в поддержку Евромайдана и участие в нем священства УГКЦ вызвали широкий резонанс и даже негативную реакцию власти в лице Министерства культуры, предупредившего украинских клириков Ватикана о недопустимости вмешательства в политическую борьбу.
Практически незаметны в политической жизни и баптисты. Единственный прецедент – участие во внеочередных парламентских выборах-2007 «Христианского блока». В избирательном списке блока, под № 47, Запорожскую область представлял житель Каменки-Днепровской Андрей Сомов, 1980 г. р., беспартийный, декан (на тот момент) Таврического христианского института, учрежденного Объединением церквей евангельских христиан-баптистов. Впрочем, «Христианский блок» набрал по всей Украине лишь 24 597 голосов
(0,1 %), заняв 17-е место из 20 участвовавших в выборах политических сил.
В последних на сегодняшний день выборах местной власти, в 2010 году, под № 10 в списке партии «Рідне місто» ее запорожский лидер Геннадий Рекалов вел в городской совет пастора харизматической церкви «Господь наш грядет» и директора благотворительного фонда «Христианский центр реабилитации» («Маран-Афа») Олега Волкова (1964 г. р., беспартийный). Голосов верующих хватило для получения трех стульев в Запорожском горсовете – «Рідне місто» набрало 6,7 %. В одномандатных округах кандидаты этой партии (в том числе харизматичные) боролись безрезультатно.
Политика найдет тебя сама
Среди крупных религиозных сообществ, представленных в Украине, абсолютно аполитичными являются только «Свидетели Иеговы». Они не выдвигают своих кандидатов, не поддерживают никакие политические силы. Более того, вероучением «свидетелей» не поощряется даже участие в голосовании. В связи с этим забавный случай произошел в Запорожье во время парламентских выборов 2012 года. Один запорожский политик средней руки «специализируется» именно на сотрудничестве с различными религиозными общинами города, не избалованными связями во властных кабинетах. По мере возможности он использует административный ресурс для оказания им помощи в их повседневной работе, взамен получая поддержку их прихожан во время выборов.
Говорят, что на выборах в Раду этот предприимчивый политик предложил одному из местных функционеров Партии регионов свои услуги в переговорах с запорожскими старейшинами «свидетелей Иеговы» о том, чтобы те убедили своих прихожан проголосовать за ПР. «Регионалам», публично поддерживающим православную церковь, договариваться с «еретиками» не к лицу. Поэтому такая анонимная сделка без дальнейших обязательств состоялась и устроила обе стороны. Функционер уверен, что тайно помог родной партии и запорожские «свидетели» проголосовали за ПР. Посредник тоже не остался внакладе. Вот только сами свидетели Иеговы о том, что их «продали» и отчитались за их голоса, не ведают ни сном ни духом. Воистину неисповедимы пути Господни.