Писк 60-х
На шпильках!
60-е. Униформа самых роковых запорожских красоток десятилетия – черный обтягивающий свитер, узкая мини-юбка и обязательно туфли на шпильках. Начнем с последних. До начала 60-х годов шпильки для запорожцев – это всего лишь заколки для волос и колкие шутки. После – еще и элегантные женские туфли на тонюсеньких высоченных каблуках. Именно в 60-е, словно в погоне за героями-космонавтами, устремляются ввысь и женщины. Высота каблучков их туфелек доселе небывалая – до 12 сантиметров! Под стать народному названию и «острота» каблука в основании – мизерные 6 на 6, а то и 5 на 5 сантиметров. Ходить на таких новинках более пары часов – пытка: непривычно, да и застревают где ни попадя. Тем не менее, модницы упорно продолжают на протяжении десятилетия обувать именно остроконечные шпильки – первым делом, конечно же, на свидания, но не забывают «процокать» и на работу, в гости, в кино или просто на прогулку в парк. Причем не только летом – со шпилек не слезают чуть ли не до первых снегопадов.
Все выше…
Наиглавнейший феномен десятилетия – мини-юбка. Самая радикальная мода в истории человечества – юбки на 10-25 см выше колен – просачивается через «железный занавес» к середине 60-х годов. Прививается она легко – всего-то одно движение ножницами, и модная обновка готова. Да и портнихи-надомницы за изготовление смелой юбки берут вполне терпимые 10 рублей.
Впрочем, пошив «мини» еще не самое сложное – для щеголяний в обновке нужна изрядная смелость. На заре своего появления в СССР мини-юбки – едва ли не главный объект критики, колкостей и пересудов. Старушки всей страны провожают барышень с оголенными ножками злобными криками: «Совсем стыд потеряла, ноги прикрой!». Самые мягкие суждения случайных прохожих: «Одеться забыла!» и «Прикройся!». А на карикатурах в сатирических журналах 1960-х ленивая сотрудница чаще всего изображается именно в радикальном мини. «О чем ты мечтаешь?» – спрашивает одна такая модница другую. «О том, чтобы мой рабочий день был таким же коротким, как и мое платье», – отвечает лентяйка. В учебных же заведениях блюстители морали и председатели комсомольских ячеек по утрам измеряют расстояние от коленок до юбок линейками – слишком оголившие свои ножки девушки отправляются домой на переодевание.
Все бесполезно – под натиском красы оголенных ножек табу на открытые колени сходит на нет. Вслед за юными модницами куцые подолы, поднимаясь по лестницам, начинают прижимать к ногам и более старшие соотечественницы.
Химию в жизнь!
В 60-е вопрос вроде «Почем ситец?» уже неактуален. В СССР активно воплощают лозунг «Химию – в жизнь». Хлопок, лен, шерсть – «барахло»! В фаворе синтетика – нейлон, кримплен, капрон. Все эти новые «-ланы», «-лены» и «-лоны». Ах, капроновые чулки и колготки! «Маме – капрон, дочке – «дедерон»!». Ах, шарфик – «газовый»! Ах, юбочка из лавсана и нейлоновая блузка! А вот кримпленовое платье: не мнется, отлично чистится и отстирывается, а также не нуждается в глажке после стирки – достаточно высушить, аккуратно развесив. Платье практичное, но электростатичное. Примета времени: липнущую к телу синтетику стаскивают с себя с треском и снопом искр!
Всем меха!
Или вот, совсем уж из области фантастики – шубки из искусственного меха. Тенденция зимней моды 60-х – какую-нибудь синтетическую «норку» заводят в своем гардеробе даже те женщины, которые могут себе позволить обзавестись искусственными мехами. Что уж говорить о тех, для кого прежде мехами были только овчина, крольчатина да цигейка. Ко всему прочему синтетический бум разукрашивает зимние улицы Запорожья в доселе на них невиданные цвета. Если мужчины в 60-е продолжают кутаться в темные суконные пальто, то женщины утепляются с помощью бело-желтоватых, сизых и даже вишневых шубок.
С блеском!
Мужской синтетический шик 60-х – нейлоновые рубашки. «Белые с легким блеском! Вечером на танцах они даже светились», – вспоминает запорожец Анатолий Еременко. Кстати, к визиту на танцплощадку рубашку из нейлона следует должным образом подготовить – расстегнуть две верхние пуговицы и два раза подвернуть манжеты. Особый шик – отложной воротник с острыми и чуть удлиненными уголками. Примета настоящих пижонов – жутко модные запонки.
Нейлоновые рубашки также очень практичны: хорошо отстирываются, очень быстро высыхают, практически не мнутся и кажутся вечными в сравнении со «старшими сестрами» из хлопка. Недостаток: со временем белые рубашки слегка желтеют. Впрочем, к любым трудностям у нас традиционно приноравливаются – в данном случае с помощью покраски нейлона.
Мечта модников обоих полов: водолазка – тонкий свитерок с воротником-трубой, который загибают вдвое. Когда-то такие одевали под скафандры водолазы, а в 60-е уже носят все. Черные и бежевые – как повседневную одежду, а белые – даже как нарядную. Женщины носят водолазки и без жакетов – если позволяют особенности фигуры. Мужчины поддевают свитерок под пиджак, особенно хорошо – под кожаный, вообще шикарно – под замшевый.
Как Ален Делон!
Еще одна синтетическая новинка 60-х – болоньевые плащи. Такой плащик без подкладки должен был иметь едва ли не каждый уважающий себя советский человек. Он – эталон элегантности! Итальянская болонья пленяет запорожцев своей компактностью – в сложенном виде одежда из нее практически не занимает места. «А еще в болоньевом коротком плаще щеголял Ален Делон – в фильме «Рокко и его братья», – объясняет популярность новинки экс-запорожец Евгений Куц. Копируя кинокумира, модники 60-х носят плащи, непременно подняв воротники.
Болоньевый психоз продержится в СССР долгие годы – благо производство протекающих по швам и одновременно служащих парником в любую погоду дождевиков освоит и отечественный легпром.
Старина Хэм
Демократические 60-е в разряд «немодного барахла» заносят и слишком уж официальные, по мнению модников, наряды. Например, рубашку с галстуком под пиджаком. Дежурный костюм молодого человека в модном образе «лирика» – пиджак поверх свитера или водолазки. Что, кстати, автоматически закрывает продвинутому интеллектуалу вход в рестораны – мужчин без галстука туда не пускают, так же, как и женщин без чулок или в брюках!
Самые пижонистые парни могут попробовать «давить стиль» – что весьма рискованно. Клетчатый пиджак, пестрая гавайка, широченный (а чуть позже и узенький) галстук с пальмами-драконами, брюки-«дудочки», ботинки на толстой подошве – «манной каше» – и ты уже стиляга, а значит агент мирового империализма.
А еще 60-е – это мода на геологов, гитары, Кубу и Хемингуэйя. Пример для подражания – портрет «старины Хэма» в толстом свитере под горло и с бородой. Он висит над кроватью каждого второго интеллектуала!
Под «битлов»
А самый конец 60-х – это уже полная разнузданность. Молодежь окончательно «теряет совесть» – слушают каких-то «битлов» и не хотят стричься. Писк «битломании» – пиджаки с глубокой застежкой без воротников, похожие по фасону на френч, коротко и емко названные в народе «битловками». Кстати, шьют их самостоятельно, пользуясь выкройкой, однажды опубликованной в журнале «Работница». На страницы столь уважаемого журнала модное «непотребство» затесалось как «пиджак одноборт-ный». Тот номер «Работницы» тут же стал дефицитом…
Увы, охватить все модные новинки 60-х в рамках одной газетной странички – занятие не из легких. Мы обязательно вернемся еще к этому романтичному десятилетию. И надеемся, что сделаем это с вашей помощью – расскажите нам об одежде, обуви, аксессуарах и прическах, которые можно было увидеть на запорожских улицах 60-х.