Ноябрь, 1977: ДК «Октябрьский»

Например, только комсомольцы завода отработали на стройке 20 тысяч часов. Во время «трудовых семестров» руки к возведению ДК приложили также студенты ЗИИ и мединститута. Материалы для строительства собирали по всему Советскому Союзу и даже за его пределами – сантехнику привезли из Италии, мебель из Венгрии, австрийская люстра, упакованная в 17 ящиков, приехала в Запорожье с Московской международной выставки «ЭКСПО-76».

Открытие
Торжественное открытие Дворца культуры «Октябрьский» проходит 4 ноября – «на углу проспектов Ленина и Жданова». О новехоньком ДК местные журналисты пишут: «Взору запорожцев предстало красивое сооружение, отделанное камнем, нержавеющей сталью, красным стеклом. В здание ведут широкие лестницы. Все подходы к нему выложены бетонными плитами». Дворец открывается многолюдным торжественным митингом. Алую ленту у входа перерезает директор «Днепроспецстали» – Герой Соцтруда Константин Сергеевич Ельцов. А завершает этот праздничный день концерт участников художественной самодеятельности завода, которые и стали первыми новоселами нового учреждения культуры. Кстати, здесь же 10 ноября отмечается и 60-летие советской милиции: выступают начальник облУВД полковник Титаренко и секретарь обкома комсомола Сватьева.

Во дворце
Проект ДК «Октябрьский» разрабатывали харьковчане. Но запорожцы внесли и свои дополнения: холл сделали выше и просторнее, покрыли полированной нержавейкой колонны в фойе, облицевали стены анодированным алюминием. Для отделки использовали туф Азизбековского месторождения, саяно-шушенский мрамор и экларский известняк. У Дворца культуры два зала – на 1300 и 450 мест, 200 кабинетов, выставочный холл, ленинская комната, музей боевой славы, танцзал.

«Антисоветчик»
В конце 70-х по всей стране активно «закручивают гайки» диссидентам. Одного такого «антисоветчика» находят и в Запорожье. «Антисоветскую ложь радиоголосов» распространял среди товарищей по работе 35-летний запорожец Андрей Слесаренко. «Хотя советская власть дала ему возможность окончить 10-летку, работать, жениться, купить дом!» – возмущаются журналисты. Раскаиваться в содеянном «антисоветчику» приходится публично – в газете. «Встал на путь идейно-политического и морального падения под влиянием западных голосов. Регулярно слушал передачи антисоветских радиостанций и решил, что на Западе жизнь лучше, чем на Родине. Пересказывал их знакомым, доказывал правоту свободных радиоголосов. Занимался антисоветской пропагандой», – признается Слесаренко. В конце своей исповеди запорожец заявляет: «В нашей стране созданы все условия для работы на благо общества, растет благосостояние народа. У меня нет никаких оснований для недовольства политикой государства и условиями жизни. Заявляю, что навсегда отрекаюсь от своих взглядов и высказываний. Обещаю возместить ущерб, который я нанес Родине антисоветскими высказываниями, работой. Благодарю органы власти, которые помогли разобраться в ошибках и проявили гуманность, поверив в искренность моего раскаяния».

«Вражьи голоса»
Кстати, о чем не пишут в газетах: слушание вышеупомянутых «вражьих голосов» – весьма популярное в 70-ые занятие. Бытует даже поговорка: «Есть обычай на Руси – ночью слушать Би-Би-Си». Помимо британской радиостанции, в тройку самых популярных среди советских граждан «западных голосов» входят «Свобода» и «Голос Америки». Слушают их скорее поздним вечером: информационные выпуски этих радиостанций выходят около 22.00 «по Москве» – видимо, чтобы аудитория смогла оценить контраст с программой «Время».
А еще «вражьи голоса» – один из редких способов знакомства советских меломанов с творчеством каким-нибудь заграничных рок-групп. Впрочем, голоса вокалистов этих самых групп зачастую разобрать очень сложно – они с трудом прорываются через помехи, которые создают специальные радиовышки-«глушилки». Впрочем, и такую музыку активно слушают и даже записывают магнитофоны – выбирать-то практически не из чего. Так, например, на волне Би-Би-Си меломаны стараются не пропускать программы Севы Новгородцева.

«АББА»
Впрочем, в 77-м есть уже образцы западной музыки, которые советские меломаны могут слушать вполне легально. Писк года – шведский ансамбль «АББА». Это самая популярная среди запорожцев зарубежная группа. К тому же впервые лидера западных хит-парадов в СССР любят свое-временно и незапретно. Еще бы – дебютный диск шведских музыкантов фирма «Мелодия» выпускает всего через три года после триумфа квартета на конкурсе «Евровидение». Шведы звучат беспроблемно, шлягеры у них с редкой для попсы мелодичностью, да и внешний вид у них приличный – чего тут запрещать-то? Неслыханно и доселе невиданно – «АББУ» даже изредка показывают по Центральному телевидению.

«Идоломания»
Впрочем, слишком уж «фанатеть» от западной музыки в 70-ые не рекомендуется. «Советская молодежь заболела идоломанией», – бьет тревогу запорожская пресса. И добавляет: «Примитивный кругозор, нравственное невежество, несформированная собственная позиция создают питательную среду для аполитичности. Безыдейность ведет к печальным результатам». Причиной для такого журналистского пассажа стало письмо одной из молодых запорожанок. В нем девушка опрометчиво призналась в любви к испанскому певцу Рафаэлю.

«Бормотуха»
Еще один атрибут сезона – стремительно завоевывающие советский алкогольный рынок так называемые в народе «бормотухи». Крепленое «пойло» – с добавлением спирта – теснит даже водку. Плодово-ягодное вино производится почти из всего, что растет на деревьях и кустарниках. Добавление спирта делает его, как говорят в народе, «плодово-выгодным» – по коэффициенту «грамм–градус на копейку» им напиться примерно вдвое дешевле, чем водкой. Даже сравнительно несильное опьянение креплеными винами превращает речь в невнятное бормотание – отсюда народное название всего класса выпивки.
Культовые в Запорожье алкогольные напитки эконом-класса – «Альминская долина» («Алина»), «Золотая осень» («Зося») и «Біле міцне» («Биомицин»). Братские республики тоже активно помогают местным «забулдыгам»: Молдавию в карте самых дешевых вин представляют «Портвейн молдавский» и «Молдавское крепкое», Краснодарский край – легендарный бренд «Солнцедар» («Не теряйте время даром – похмеляйтесь «Солнцедаром»), Кавказ – «Агдамом» («благоухает» паленой резиной, «гонят из старых галош», – мрачно шутит народ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *