Май, 1972
Вовсю трубит духовой оркестр, люди машут флажками, смеются, травят анекдоты. А после окончания шествия отправляются пировать, пропуская в кафешках, а чаще просто на свежем воздухе, по рюмочке-другой… Такой отечественный аналог карнавала имеет весьма прозаическое название – «демонстрация трудящихся».
Демонстрации
Подобные шествия с участием «рабочих и колхозников», «студентов и школьников», а также «представителей передовой творческой интеллигенции» проходят по главным улицам населенных пунктов повсеместно – «от Москвы до самых до окраин». Иногда они посвящаются юбилеям значимых исторических событий, но стабильно два раз в год массовые демонстрации проходят и вне зависимости от «круглости» дат – 1 мая и 7 нояб-ря. В эти дни празднуют соответственно День международной солидарности трудящихся и очередную годовщину Октябрьской революции. Внешне демонстрации выглядят так, будто все запорожцы в охотку решили потратить свой законный выходной, дабы прокричать дружное «Ура!» любимым вождям и «отцам». Однако на самом деле подобные акции устраиваются запорожскими горкомами и райкомами партии, а демонстранты чаще всего оказываются на проспекте Ленина в добровольно-принудительном порядке – на предприятия, учреждения, учебные заведения «сверху» заранее спускают данные о количестве людей, необходимых для участия в демонстрации. Человеку, включенному в список демонстрантов (или которому, как говорят, «оказали доверие»), явка на «карнавал» строго обязательна. За неявку можно схлопотать наказание – например, член партии запросто может «положить на стол партбилет».
9 Мая
Еще один майский праздник – 9 Мая. В День Победы снова многолюдно на проспекте Ленина. В 10 часов утра от аллеи Славы стартует традиционный парад. Праздничные колонны возглавляют участники освобождения Запорожья – гвардии генерал-майор запаса Филипп Брайлян, гвардии рядовой Николай Гончаров, гвардии генерал-майор авиации Федор Белый. Финиширует парад у памятника Ленину на одноименной площади. У монумента в почетном карауле стоят школьники, а также воины запорожского гарнизона. Торжественно отмечают День Победы и возле братской могилы в парке Энергетиков – здесь собирается до 15 тысяч человек. Особенность празднования в 1972 году – военно-спортивный праздник. В 10 часов утра во всех районах города стартовали легкоатлетические эстафеты. В 13.00 у братской могилы на Правом берегу старт берет мотопробег – участие в нем берут около сотни мотоциклистов. Финиш пробега – на стадионе «Стрела». Здесь проходит торжественная часть спортивного праздника.
Пионерская вахта
Накануне и в сам День Победы несет свою службу первая в Запорожье пионерская почетная вахта. Караул в честь боевых подвигов отцов и дедов выстраивается возле Вечного огня на площади Свободы. Первыми на почетный пост заступили лучшие ученики СШ№23.
Бюст Андросова
9 мая многолюдно на Первомайском кладбище города. Здесь проходит митинг, приуроченный к открытию бюста Михаила Андросова – партизана и некогда первого секретаря Запорожского обкома партии. Мероприятие открывает первый секретарь обкома ЛКСМ Украины Петр Ванат. Затем перерезается ленточка – и на один бюст в Запорожье становится больше.
Парад пионеров
19 мая главными горожанами являются пионеры – опрятные, в алых галстуках, в ярких пилотках, с погончиками и нашивками. С раннего утра по всему городу пионеры собирались в отряды и маршем шли на свой большой праздник – день рождения Всесоюзной пионерской организации. Общегородское праздничное шествие пионеров в 1972-м берет старт на Октябрьской площади. Здесь председатель горсовета пионерской организации Татьяна Пирог объезжает колонны и поздравляет своих подопечных с 50-летием Пионерии. Затем марш стартует. Впереди вышагивают члены городского пионерского штаба, за ними – первые пионеры, дальше – юные ленинцы 70-х – победители Всесоюзного марша «Всегда готов!». Самые примечательные из последних – так называемые «пионерстроевцы». Они едут на специальной машине, одетые в спецовки и каски металлургов. Этот отряд из 10 пионеров утром накануне марша приняли участие в юбилейной пионерской плавке на комбинате «Запорожсталь».
Детская железная дорога
Главный подарок всем запорожским пионерам – детская железная дорога. Она открывается в День Пионерии. Вот он, – самый торжественный момент: в 14.00 главный кондуктор, ученик 15-й средней школы Сергей Шведов дает свисток. Раздается гудок паровоза – светло-голубой с ярко-красным оформлением экспресс под управлением опытного машиниста Федора Макарова и его юного помощника Сергея Гуца отправляется в свой первый рейс… Малая железная дорога в Запорожье проложена методом народной стройки. Ее инициаторами выступили предприятия Жовтневого района, им активно помогали и трудящиеся остальных четырех районов областного центра. Работали здесь и комсомольцы города. Вполне в духе 1970-х годов горком комсомола объявил месячник по сбору металлолома для приобретения рельс. Запорожские школьники охотно откликнулись – собрали более полутора тысяч тонн лома! По личному указанию первого секретаря обкома КПУ Евгения Пьянкова, следившего за ходом строительства, весь собранный металл пошел на «пионерскую плавку», а вырученные средства действительно были направлены на нужды строительства ДЖД. Первая очередь железной дороги, прорезав густую стену плавней, протянулась на три с половиной километра – к памятнику воинам, которые в 1943 году форсировали Днепр. На этом отрезке четыре станции – Жовтневая, Пионерская, Спортивная и Юных чапаевцев.
Праздничные концерты
7, 8 и 9 мая аншлаги во Дворце спорта «Юность» – здесь проходят праздничные концерты под названием «Смеяться, право, не грешно». Гвоздь программы – выступления участников популярнейшей передачи «Кабачок «13 стульев». На сцене Дворца спорта в эти дни можно увидеть настоящую россыпь «звезд»: артистов Андрея Миронова, Людмилу Селезневу, Георгия Вицина, Спартака Мишулина, Михаила Державина…
Новая троллейбусная линия…
В мае на Правом берегу начинается строительство новой троллейбусной линии. Она пройдет улицами Плотинной, Счастливой и далее Днепропетровским шоссе к конечному пункту – заводу «Преобразователь». Длина троллейбусной магистрали– 4,5 километра. Стоимость всех работ по линии – 200 тысяч рублей. Их выделяют правобережные предприятия – ЗТЗ, «Преобразователь» и Днепровский механический завод.
…и трамвайная
До конца года планируют открыть и новую трамвайную линию. Она будет иметь длину всего 600 метров, но ее значение исключительное: линия пройдет по улице Лермонтова до Дворца спорта «Юность», где образует разворотное кольцо. Теперь к «Юности» можно будет доехать трамваем без пересадки из старой части города, из новой и с Павло-Кичкаса.