Июнь, 1990: Запорожский дуб
За ее очистку берутся члены городской экологической организации «Зелений світ». Во время этих работ в колодце возле дуба находят практически настоящий клад – кучу монет на 200 рублей. Их в колодец набросали посетители легендарного памятника природы – чтобы вернуться, согласно народной примете. Все извлеченные из колодца деньги обещают потратить на спасение дуба. Чуть позже, в этом же 90-м году, государственное малое предприятие «Запорожская старина» даже разработает проект фольклорно-этнографического комплекса «Запорожский дуб». Согласно ему, у знаменитого дерева должны построить кузницу и гончарню для привлечения туристов. Мечты…
Макаронный бум
Первое полугодие 1990 года в Запорожье завершалось просто-таки нездоровым покупательским ажиотажем. В некоторых газетах сие явление окрестили не иначе как «макаронный бум». Дело в том, что в считанные дни запорожцы смели с магазинных прилавков все, что еще было можно. «Муки обычно продаем 100 кг, сегодня продали уже 750. В 10 раз больше продали подсолнечного масла. Впятеро выросла выручка отдела, торгующего крупой, мукой и макаронными изделиями. Не успеваем фасовать и выносить в зал», – рассказывают продавцы одного из запорожских магазинов. «Риса за неделю мешок продавали, теперь – 10 мешков за день. Ящика спичек за неделю не продашь – продали уже пять ящиков», – говорят в другом. В коопторгах разгребают консервы, которые стояли на полках годами. В промтоварах скупают тюль, белье и лампочки. Панику породили слухи о том, что цены на эти до сих пор недефицитные товары вот-вот подскочат. Не зря ведь огромные очереди стали выстраиваться у магазинов сразу же после того, как по телевизору показали выступление председателя Совета министров Рыжкова. Среди прочего советский премьер вещал о повышении закупочных цен на зерно. Правда, только в следующем году, но народ все понял по-своему. В рассказы властей о том, что на складах этих макарон полно, никто уже не верит – ведь так же уже пытались погасить «сахарные» и «мыльные» страсти.
Дело-табак
Самым нетерпимым в 1990 году становится дефицит папирос-сигарет. Из-за нехватки мяса даже в застойные времена особо не роптали, на антиалкогольную компанию ответили самогоноварением, но из-за курева по стране прокатывается волна табачных бунтов. Сигареты и папиросы пропали резко и везде. Настоящей трагедией для запорожских курильщиков стал пожар, спаливший дотла Феодосийскую табачную фабрику – 70% «табачка» в Запорожье поставляла именно она. Разжиться куревом теперь можно только на черном рынке – например по 3-5 рублей за 40-копеечную пачку «Явы». Зато на улицах стало чище – пропали окурки. Предприимчивые бабульки даже умудряются ими торговать: пятачок-гривенник – штучка, «трояк» – пол-литровая банка.
Бензина нет!
Сложный месяц и у запорожских автомобилистов. Ни на одной из 20 запорожских заправок нет бензина. Совсем. Горючее имеется только на АЗС, где заправляются скорые и машины инвалидов. «Пока с бензином нет никаких перспектив. Руководители управления нефтепродуктов поехали выбивать хоть что-то в Москву», – рассказывает в июне начальник отдела АЗС Анисимов.
БГ и «Наутилус Помпилиус»
Вслед за Цоем с «Кино» в Запорожье пожаловали и другие рок-звезды СССР. Например, Борис Гребенщиков с группой «Аквариум». Культового БГ запорожские афиши представляют просто: «Ветеран советского рока». А ведь еще приезжает и Вячеслав Бутусов со своим «Наутилусом». От желающих вживую услышать хит «Я хочу быть с тобой» нет отбоя. Под натиском этих самых желающих уже традиционно не выдержали витрины дворца спорта «Юность». Разбитое стекло на входе – нормальный антураж для здешних рок-концертов. Кстати, билет на концерт «Наутилуса Помпилиуса» в 1990-м стоит пять рублей.
«Эротик-шоу-балет»
В мае та же «Юность» принимает и весьма диковинное мероприятие. «Впервые в СССР! Международное шоу «Кетч»», – зазывают запорожцев афиши. Зрителям обещают показать борьбу профессионалов из Польши, Швеции, ГДР и Советского Союза. Причем утверждают, что на ринг выйдут чемпионы мира и даже Олимпийских игр – «женские и мужские пары». Впрочем, народ валом валит даже не на заморскую шоу-борьбу. Ведь в программе мероприятия есть и «Эротик-шоу-балет». Его участников афиши именуют «артистами оригинального жанра». Хотя и это еще даже цветочки. «Ягодку» в мае дают на арене запорожского цирка. Сюда с гастролями приезжает авангардно-эротический театр «Эрато». В представлении «Любовь и мода» участвуют участники конкурсов «Московская красавица», «Мисс фото» и «Мисс эротика». «Для смелых женщин и любознательных мужчин», – рекомендуют пикантное шоу афиши.
Фестиваль польского кино
Фурор в Запорожье в июне производит и фестиваль польского кино. Запорожцы благодаря этому мероприятию могут увидеть киноленты, которые еще несколько лет назад были официально запрещены. Чего стоят одни только названия фильмов: «Большая страсть», «Искусство любви», «Порно», «Лук Эроса»… Впрочем, ленты фестиваля не только про «это». Запорожцам, например, впервые на больших экранах показывают «Человека из железа» режиссера Анджея Вайды.
Кооператоры на озере
Летом 1990 года кооперативное движение добирается до пруда на Набережной, напротив Ждановского пляжа. Здесь теперь можно покататься на лодках и катамаранах – за один и два рубля в час соответственно. Хозяин лодочного проката – хозрасчетная организация музыкального общества. Как пишут газеты, та самая, которая организовала в самолете из Алюминиевой балки видеосалон. Причем кооператоров не остановило даже происхождение озера на Набережной. А оно ведь возникло на месте промышленного карьера, и плавать, а также купаться здесь строго воспрещено.
ДД митингует
В 1990 году бурлит запорожский поселок ДД. Здесь проходят митинги местных жителей. Требуют «применить немедленные меры против соседей цыганской национальности». «Они изготавливают и распространяют наркотики», – говорят участники митинга. После первого подобного протеста милиция таки возбуждает 12 уголовных дел. Но и это не удовлетворило жителей ДД – стали требовать, чтобы к ответственности привлекли и «цыган-тунеядцев, которые занимаются спекуляцией и ведут противоправный образ жизни». Вот такой вот межнациональный конфликт в границах отдельно взятого поселка.