Июль, 1975: 14-этажка на Днепропетровском шоссе

В августе на первом этаже здания открывается гастроном на восемь рабочих мест. «Здесь широкий выбор мясо-молочных, овощных, гастрономических и бакалейных товаров», – сообщает пресса.

Цены на овощи
Кстати, почем можно купить в запорожских магазинах, например, овощи. В июле 1975 года гор­исполком устанавливает новые цены на них. Капустой можно разжиться по 10 копеек за «кило». Огурцы и морковка – по 20 копеек, помидоры – 50. Килограмм яблок стоит от 20 до 50 копеек. «Полтинник» просят и за «кило» абрикос, самые дорогие – по 70 коп.

Индустриальный институт
В 1976 году «ЗМетИ» – филиал Днепропетровского металлургического института должен быть реорганизован в Запорожский индустриальный институт. Студентов на стационаре вуза станет втрое больше. Для них в 75-м сдают в эксплуатацию лабораторный корпус, полсотни аудиторий, электронно-вычислительный центр, общежитие на 640 мест и профилакторий на 100 человек. В 9-этажной «общаге» института – комнаты на 2-3 человека, обставленные мебелью и радиолами. В актовом зале – цветной и черно-белый телевизоры. Присутствует буфет на 30 человек. В «красном уголке» – подшивки газет и библиотека. В бытовке – стиральные машины, гладильные доски и утюги. В кухне – холодильник и газовая плита. Холл общежития украшает чеканка Ивана Носенко – героический парень в буденовке со звездой.

На Днепрогэсе-2
Продолжает кипеть главная ударная стройка города – Днепрогэс-2. В июле на строительстве ГЭС завершена эпопея «большого бетона» – в основные сооружения электростанции его уложено 280 тысяч кубометров. Также в эксплуатацию вводятся еще два мощных гидроагрегата – по 115 мегаватт каждый. К осени собираются достроить новый машинный зал и приступить к строительству уникальной транспортной артерии.
«Взяв «разгон» возле парка Металлургов, стальная стрелка эстакады красивыми изгибами пересечет новый шлюз, пройдет над старым шлюзом и «состыкуется» с обновленной проезжей частью плотины», – пишут о ней журналисты. Выход на Правый берег будет осуществляться новым мостовым переходом через аванкамеру.
Протянувшись в длину на 1312 метров, новая магистраль сможет пропускать поток транспорта не в два ряда, как раньше и сейчас, а в четыре.

37 лет назад
«Ночью дышать нечем. Это не из-за того ли, что днем более-менее контролируют работу газоочистительных сооружений, а ночью их отключают», – пишут запорожцы в газеты в 1975 году. Передвижная лаборатория, совершившая ночной рейд, подтверждает: таки да – ночью гигантский дымовой шлейф крутится над городом и дышать действительно становится трудно. Называются и основные виновники загрязнения – коксохимический, ферросплавный и алюминиевый заводы. Статистика только по «Коксохиму»: ежесуточно завод выбрасывает в воздух 26 тонн пыли, 2 тонны фенола, 3 тонны сероводорода.
Вердикт санстанции: закрыть пятую и шестую коксовые батареи!

Подводная экспедиция
Летом 1975 года на Старом Днепре вновь начинает работу подводная археологическая экспедиция историко-культурного заповедника на острове Хортица. Дно реки обследуют водолазы Киевского экспедиционного отряда. К июлю найдено уже несколько «трофеев». На трехметровой глубине в песке обнаружены большая часть деревянного парусно-весельного судна, шпангоут, железные крепления. Предполагают, что лодка построена на Запорожской верфи в 1735-1737 годах. Длина каждой из четырех бортовых досок – 7 метров, ширина – 30 сантиметров. Они хорошо сохранились под водой. Находка извлечена на поверхность.

Новые паспорта
1 июля вступает в силу постановление Совета министров «Об утверждении Положения про паспортную систему в СССР». Главный его пункт – введение в обиход новых паспортов. Воспетой Маяковским советской «краснокожей паспортине» после долгого перерыва возвращается ее логичный цвет. Вместо паспортов «со сроком действия» – темно-зеленых с маленьким черным гербом и миниатюрной фотографией – будут бессрочные темно-красные с большим золотым гербом и страничками для трех крупных снимков. Это главное новшество: портреты вклеивают в 16 лет, 25 и 45. Также в новых паспортах исключены данные о месте работы. В старых они присутствовали – так милиции легче было при проверке документов выявлять тунеядцев. Красный паспорт – первый в стране вечный документ. Его данные нужно указывать, заполняя все справки, квитанции, бланки заявлений. Массовый обмен паспортов возьмет старт 1 января 1976 года. Финиш запланирован на 31 декабря 1981 года.

«Союз-Апполон»
Событие месяца – первый международный космический полет. Его проводят две действующие на данный момент космические державы мира – СССР и США. 17 июля в 19 часов 12 минут два корабля этих стран стыкуются, образовывая орбитальный комплекс «Союз-Апполон». Нет нагляднее достижения советско-американских отношений и всей разрядки – рукопожатие в космосе двух экипажей. Его сравнивают со встречей на Эльбе в 1945 году: Советский Союз и Соединенные штаты Америки вновь нашли великое общее дело. Корабли летят вместе почти двое суток. А знаковую картинку стыковки увековечат даже на пачке сигарет. Пачки «Союз-Апполона» выпускает известная компания «Филипп Моррис», и продаются они в обеих странах. Так в СССР впервые легально попадает американское курево.

«Верховина»
Летом 1975 года в запорожских газетах появляется реклама нового средства передвижения – мопеда «Верховина-5». Впрочем, совсем скоро он не будет нуждаться ни в какой рекламе. «Верховина» станет вполне исполнимой мечтой миллионов советских подростков, помешанных на технике. Ведь она так похожа на «взрослый» мотоцикл: руль поднят, седло длинное – могут ехать и два пацана, бензобак лежит горизонтально, заводится педалями не только на ходу, но и если поднята подставка. Плюс ко всему в самом конце 70-х на «Верховине» будет носиться по телеэкранам сам Сергей Сыроежкин из «Приключений Электроника». Лишь две лошадиные силы, максимум 40 км/ч, но ведь и стоит то всего 180-195 рублей!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *