Февраль, 1981: Автомобили
Но и их становится все больше. Например, в январе сразу двое запорожцев становятся обладателями автомобилей «Москвич-407». Им неслыханно повезло – машины выиграли в лотерею. Другим «везунчикам» фартит по-другому – авто им положено по статусу. Впрочем, в 1961 году запорожская пресса нещадно громит тех, кто пользуется служебным автотранспортом не по назначению – в личных целях. Такие автомобили часто стоят не в гаражах предприятий и организаций, а непосредственно дома у самих товарищей руководителей. На такое безобразие им указывают со всей строгостью. «В общий гараж отобран автомобиль у директора «Днепростроя» Губанова», – рапортует пресса. «Не хочет расставаться с казенным «Москвичом» директор Металлургического техникума Силенко, отказывается сдать легковой автомобиль директор электровозоремонтного завода Твердунов», – негодуют журналисты. Кое-кого даже наказывают: «За использование грузовых и легковых автомобилей не по назначению после опубликования статьи «Персональные грузовики» в «Комсомольской правде» исключен из КПСС и уволен главный инженер «Запорожстроя» Моисей Дикец».
Горбатый «Запорожец»
Тем же, кто не может похвастаться статусом или особым везением, призван помочь наш, пожалуй, самый известный «железный» земляк. В начале 1961 года в продажу поступает первая советская микролитражка – народный автомобиль «Запорожец» «ЗАЗ-965». Внешность у новинки несколько потешная. Некоторые остряки нарекают его прозвищем «Конек-Горбунек», другие – чуть прозаичней – «Мыльницей». Конструкторы же запорожского автозавода «Коммунар» любя зовут своего первенца «малышом». Впрочем, в историю первый запорожский автомобиль войдет под другим неофициальным именем – «горбатый». Родился он весьма стремительно. Лишь только во второй половине 50-х работники комбайностроительного завода «Коммунар» предложили создать на их базе автомобильный завод. «Инициатива снизу» получила одобрение в верхах. И уже в 1959 году на одной из праздничных демонстраций первые опытные модели «горбатых» возглавили колонны запорожских трудящихся. В июле 1960 года маршем блестящих «Запорожцев» любовались москвичи. Машины двигались в Кремль. Здесь одну из них опробовал сам Хрущев. Тот решил, что раз уж он такой тучный в салоне помещается, то здесь будет просторно кому угодно. Генсек велел только установить цену на автоновинку ниже 2000 рублей «новыми». Для сравнения – престижная «Волга» стоила 5500.
«1000 км – не расстояние»
На следующий день после знакомства Хрущева с «Запорожцем» о «горбатом» написала и главная газета страны – «Правда»:
«Конструкторы предусмотрели множество нововведений, которые улучшают эксплуатацию автомобиля. Тут и прочные бескамерные шины, что не боятся проколов, и фонтанчик у ветрового стекла, пятискоростная коробка передач и приспособления для радиоприемника. Одна из запорожских машин будет выставлена на ВДНХ. Остальные ушли в Запорожье своим ходом. Тысяча километров – для них не расстояние».
В народ!
А уже 22 ноября 1960 года «горбатый» пошел в народ – «Коммунар» выпустил первую серийную партию «Запорожцев». В широкую продажу новинки стали поступать уже в 61-м. «В январе коммунаровцы выпустили 404 микролитражных автомобиля», – рапортует в феврале 1961 года запорожская пресса. До конца года всего обещают выпустить 10 тысяч «Запорожцев». В феврале первые отечественные микролитражки уже бегают по городам СССР. «Москвичи в январе 1961 года получили 73 запорожские машины, ленинградцы – восемь, по шесть автомобилей отправлено в Латвию, Казахстан и Азербайджан», – рассказываю – запорожские автомобилестроители. За сенсацию отечественного автопрома просят, согласно пожеланию Хрущева, 1800 рублей. Первый отзыв приходит из соседнего Сталино (без пяти минут Донецка): «Несколько меньшие по размеру, чем «Москвич», окрашенные в темно-зеленый и стальной цвета, юркие «Запорожцы» производят хорошее впечатление. Новая машина пользуется большим спросом, и в списках желающих приобрести «горбатого» числится уже более 12 тысяч человек».
В тесноте да не в обиде
О том, что наш «горбатый» почти полностью скопирован с итальянского 500-го «Фиата», отечественная пресса пока умалчивает. Так же как и о недостатках автомобиля. Покупатели все же сетуют на тесноту, шум и слишком низкие сиденья. Но чаще верх берет довод «да лишь бы ехал». Может, и не самый удобный, но и не тарантас – бензину «кушает» мало («5,5-6 литров на 100 км», как гласит первая реклама), скорость удовлетворительная («на испытаниях и 100 км в час делал»), да и надежность неплохая.
Троллейбус
А пока «Запорожец» только начинает попытку стать народным автомобилем, абсолютно большая часть горожан пользуется общественным транспортом. С начала 1961 года к их ух услугам – новый троллейбусный маршрут. В это трудно будет поверить через полвека, но на момент наступления десятилетия 60-х в Запорожье действовало всего два направления троллейбусов: «Запорожсталь» – бульвар Гвардейский» и «ЗТЗ – улица Рекордная». Теперь же троллейбусы поехали и на бывшую Вознесенку – к телецентру. Благодаря новой 4-километровой троллейбусной линии, которая протянулась сюда от проспекта Сталина (будущего Металлургов). Новый городской маршрут – «ЗТЗ – площадь Профсоюзов». А еще на улицы города выходят новинки – первые в городе троллейбусы марки «ЗиУ-5». В 60-х именно они станут основой троллейбусного парка города – вместо былых «МТБ». Но это в будущем – в феврале новых и более вместительных саратовских троллейбусов в Запорожье только два. К концу же года будет уже восемь.