Декабрь, 1977: «Лесорубы»

Слесаря РСУ Григория Ильницкого, который срубил 12-летнюю серебристую ель, наказывают штрафом в 159 рублей. Граждане Челпаков и Абашин, которые спилили ель на улице Победы, «получают еще больше» – три года в ИТК строгого режима.

Турпоездки
Запорожское бюро путешествий зазывает запорожцев на курорты: в Кисловодск – 20 дней за 125 рублей, в Сочи – 20 дней за 170, в Прибалтику – 3 недели за 160 и в Батуми – 15 дней за 107 «рэ». Почему зимой? Летом путевки – дефицит, и зазывать никого не надо.

Махинаторы
Золотое дно 70-х – работа в общепите, которая дает массу возможностей для «левых» доходов. Так в декабре нескольких работников треста столовых и ресторанов ловят на том, что они скупали за копейки субпродукты, перемалывали их в фарш и продавали требуху клиентам столовых под видом свиных котлет. Естественно, по соответствующим «котлетным» ценам. К тому же махинаторы придумали еще один способ наживы – брали в гастрономах ячменный кофе по 7 копеек за пачку и продавали в общепите под видом натурального растворимого.

Ушлый продавец
Фигурантом еще одного резонансного дела становится продавец промтоварного магазина на вокзале «Запорожье-1». Женщина прямо на рабочем месте организовала прибыльный бизнес – скупала в магазинах Таллинна дефицитные товары и продавала их в Запорожье по спекулятивным ценам. К примеру, взяв в магазинной кассе 2000 рублей, продавец летала самолетом в Таллинн, покупала модные парики по 85 руб-лей и сбывала их у нас уже по 120. Только на этом запорожанка «наварила» 1500 рублей. Отсутствие за прилавком на время рейсов в Прибалтику спекулянтка прикрывала больничными, которые выдавала торговому работнику одна из врачей 4-й горбольницы. Дальше больше – когда недостача в магазинной кассе достигла 7000 рублей продавщица… подожгла магазин! К ее сожалению, план с поджогом магазина сорвался из-за гнилой веревки, оборвавшейся под тяжестью продавца, которая покидала место пожара. На месте происшествия ее и задержала милиция. Наказанием для гражданки Ж. стали 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Радиохулиганы
В 70-е пресса клеймит позором и радиохулиганов. В конце 70-х такие осваивают уже не только волновое радио, но и проводное. Дело в том, что квартирные радиоточки-«брехунцы» еще ежедневно с 14.00 до 15.00 замолкают на обеденный перерыв. Этой часовой паузой и пользуются запорожские радиохулиганы. Умельцы никаких радиопередатчиков не мастерят – подключают к умолкшей сети выход усилителя и гонят свою любимую музыку. Кроме усилителя, таким меломанам достаточно было иметь магнитофон и два провода. В результате целый дом мог слушать то, что транслировал радиохулиган. Благодаря подобным обеденным включениям многие запорожцы и узнали о существовании рок-музыки. Некоторые доморощенные дикторы бесстрашно заявляют: «В эфире – радиостанция «Свобода». Радиохулиганы выходят в эфир под фирменными позывными – «Карат», «Интеграл», «Орион», «Вибратор», «Вероника»… Естественно, ими быстро заинтересовались компетентные органы. Хулиганов нашли с помощью связистов городского радиотрансляционного узла. Ученик ПТУ № 5 Юрий Цынкуш, выходивший под позывными «Бармалей», сознался: «Подражал западным радиостанциям». «Каратом» оказался 14-летний радиолюбитель из дома № 8-а по ул. Украинской Олег Кальницкий, «засорявший эфир отборной матерной бранью». Рабочий электровозоремонтного завода Сергей Кубяк, выходивший под позывными «Турист», попав под колпак компетентных органов, божился, что больше никогда не будет заниматься радиоделом. Радио-хулиганов наказали штрафами, «проработали» в коллективах по месту работы или учебы. Кстати, за первое правонарушение с применением «технических средств» штрафовали на 10-50 рублей, чаще на 50 – сумма по тем временам немалая. За повторное – на 50-150 рублей. А что такое 150 рублей? Среднестатистическая месячная зарплата!

На Бабурке
В декабре пресса вновь пишет о проблемах с транспортом на Бабурке. Жилмассив разросся на север, на запад и к Днепру. А транспортные маршруты не изменились – автобусы идут по сугубо центральной улице. В 5-й и 6-й микрорайоны транспорт не ходит. Тысячи людей с утра стекаются на ул. Лахтинскую к остановке 17-го экспресса. До Диагональной возит автобус № 15, а оттуда приходится три остановки добираться до заводов «Запорожсталь» и «Днепроспецсталь», где работает большинство жителей. Автобус № 36 ходит до ДК Кирова – тоже надо ехать с пересадками.

Памятник Дзержинскому
1977-й – год столетия Феликса Дзержинского. Еще в апреле газета «Индустриальное Запорожье» писала: «Именем Дзержинского названа улица в нашем городе. Вначале ее скромно стоит небольшой бюст этого великого человека. И, может быть, поэтому у жителей Запорожья многие годы сохраняется мечта увидеть на одной из центральных площадей запечатленный в граните образ верного рыцаря революции Ф.Э. Дзержинского». Стоило автору газетной заметки (с точно такой же фамилией Синюшкин и инициалами, как у полковника из местного управления КГБ) только помечтать, как к концу года памятник и появился. Как раз в граните, как раз на одной из площадей – на площади Свободы. Новый городской памятник открывают 20 декабря – в день 60-летия ЧК. Инициатором его установки выступили также чекисты – управление КГБ в Запорожской области. Авторами проекта стали скульптор Николай Соболь и архитектор Анатолий Масютка. Уже спустя много лет Николай Сергеевич расскажет некоторые детали создания своего творения на площади Свободы.
Делал памятник его автор в авральном режиме – вырубил из янцевского гранита всего за два с половиной месяца. «Мои конкуренты предлагали отлить фигуру Дзержинского из бронзы. Моя же концепция была – светлый образ Феликса Эдмундовича воплотить в светлом граните», – рассказывал Николай Соболь. За свою работу скульптор получил именные золотые часы к 100-летию Дзержинского, юбилейную настольную медаль и право на внеочередное приобретение автомобиля «Волга».
Кстати, спустя много лет противники памятника Дзержинскому будут утверждать, что Железный Феликс даже не бывал ни разу в нашем городе. Что ж, процитируем все то же «Индустриальное Запорожье» за 1977 год: «29 мая 1921 года в Александровске состоялось совещание под председательством наркома путей сообщения Феликса Дзержинского. Был рассмотрен вопрос восстановления железнодорожного Кичкасского моста».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *