Автотюнинг по-советски

Сегодняшний наш рассказ о самой сильной страсти советских автолюбителей – об украшательстве собственных авто. Лютом и беспощадном… 

Для рядового строителя коммунизма однажды приобретенный автомобиль становился одним-единственным на всю жизнь. В свободной продаже машин не было, и даже если советским людям удавалось накопить денег на собственные «колеса», то для их покупки нужно было ждать своей очереди, а потом – брать то, что давали. А давали-то лишь весьма неказистую продукцию советского автопрома. «Брабусы», «мерседесы» и «бумеры» в СССР обитали лишь в гаражах особо-приособо важных персон и на страничках журнала «За рулем». Скучно? Как бы не так – добравшись до заветных баранок, находчивые жители Страны Советов старательно пытались придать своему «железному коню» исключительный, необычный внешний вид. И эти потуги нередко принимали забавные и даже дичайшие формы. Например, такие…

За рулем

Начнем с тех самых баранок. Руль одного на всю жизнь автомобиля держать в руках следовало крепко. Как в переносном смысле, так и в прямом – заводской «штурвал» советских машин был очень скользким. Потому-то важнейшей деталью тюнинга по-«совковски» являлась самопальная оплетка руля. Наряжали баранки кто во что горазд: чаще всего в цветную проволоку или трубочки из-под капельницы, чуть реже – в шкурки пушных зверьков. Самые суровые из советских автомобилистов ограничивались обычным распоротым шлангом либо и вовсе простой изолентой.

С паучком внутри
От переплетенного руля повернем голову вправо и вниз – на рычаг переключения скоростей. Сюда в советское время непременно следовало натянуть плексигласовый прозрачный набалдашник. Его обязательный атрибут – розочка, паучок или старинный автомобильчик внутри. В 60-е годы особым шиком украшательства рычага коробки передач был огромный переливающийся попугай. «Его даже трудно было обхватить пальцами», – с улыбкой вспоминает запорожский автолюбитель Сергей Профатило.

На панели
Теперь оглядим «торпеду». В обязательной программе «тюнинга» панели советских автомобилей – украшение наклейками. Самый «писк» – овальные цветные портреты разнообразных красоток в узорных рамочках. Такие переводки в советские годы считались неимоверной «крутизной». «Безлошадные» граждане нещадно украшали ими гитары, а счастливые обладатели автомобилей – их приборную панель. «Переводки эти были «гэдээровскими» – посему жутко дефицитными и «крутыми». Стоили аж 7 рублей!» – рассказывает запорожец Николай Бордюгов. Самый же суровый вид декора приборной панели в те годы – наклейки с дефицитных бананов и цитрусовых.

80 по Цельсию
Еще один «шик» приборной панели советских машин – набор, по сути, бесполезных приборов. Например, многофункциональный комплект из часов, термометра и компаса. Из-за металлического корпуса автомобиля компас показывал лишь примерное направление, стрелка термометра летом упиралась в отметку «80 по Цельсию», а табло электронных часов без подсветки днем мешал рассмотреть солнечный свет, а ночью – темнота.

Музыка в дороге
Магнитола… Штатное место для ее установки в советских авто отсутствует. Как и сами автомагнитолы в свободной продаже. В качестве музыкального сопровождения во время поездок отечественные автомобилисты использовали магнитофон «Весна» на батарейках. Уже ближе к распаду СССР появились и сами магнитолы – настоящая роскошь и признак «крутизны». Но опять-таки – позволить себе их купить мог далеко не каждый, да и найти сии чудо-приборы в магазинах было нереально. В качестве альтернативы владения этим предметом роскоши радиобарахолки предлагали муляжи антенн. Так и бороздили советские дороги «экипажи», размахивающие во все стороны огромными (чем длиннее, тем «круче»!) радиоантеннами. И не факт, что в большинстве случаев они были к чему-нибудь подключены!

Из капельницы
Подымем взгляд чуть выше – к зеркалу заднего вида. «Пахучек» в виде елок в советское время там еще не было, но «свято место» не пустовало. Чаще всего благодаря умельцам, которые плели из все тех же трубочек от капельниц чертиков, рыбок и прочую живность. Культовый журнал автомобилистов всего Союза «За рулем» люто подвергал всю эту дребедень обструкции, а киножурналы старательно лепили образ горе-водителя, который из-за всякой раскачивающейся побрякушки перед носом терял бдительность и попадал в аварию.
Тут же, рядышком с «рыбками», болталась на присоске еще одна мечта отечественного автолюбителя – блокнотик с ручкой на шнуре. Стандартная обложка – обнаженная блондинка. Наиболее «крутая» модификация – с калькулятором. По назначению эта мечта практически никогда не использовалась.

С вождем на стекле
Осмотрим лобовое стекло. Во время расцвета брежневского застоя в моду вошла привычка размещать здесь портрет Сталина – иногда вырезанный из старой газеты, а чаще всего купленный в виде кустарной фотооткрытки у глухонемых сограждан. Коба на «лобовухе» был практически обязательным элементом украшения грузовиков и автобусов. К рабочему транспорту портрет крепился с помощью изоленты. Соседствовал с не менее обязательными пунктами тюнинга «казенных» машин – с бахромой от скатерти и монетами. И то, и другое водители нещадно пихали под уплотнители стекол. Прибавьте к этому «лобовуху» в обрамлении новогодней гирлянды, десяток вымпелов различных спортобществ, бархатные простыни со значками, портреты родственников и детскую игрушку – получите типичное рабочее место советского водителя автобуса!

Модная латиница
Сверху «лобовухи», по всей ее ширине, автомодники непременно размещали козырек от солнца из темной полупрозрачной пленки или оргстекла. Его обязательно должна была украшать надпись на латинице – «Lada», «Rally», «Avtosport», «Снampion»… Кстати, о латинице: еще один «писк» – овальная наклейка с надписью «SU» («Советский Союз») где-то на «корме» машины. Такую «нашлепку» теоретически выдавали всем везунчикам, выезжавшим за рубеж. Впрочем, за оный ездили единицы, а на своем авто так и вообще никто. Зато переводок была масса – как выражение мечты и слепое следование моде.

«Свои»!
Обратим взор на заднее стекло. Под ним в салоне – два модных атрибута: футбольный мяч и милицейская фуражка. Первый элемент носил, скорее, эстетический характер – им мало кто когда-нибудь играл. А вот второй… В годы СССР милицейская фуражка под задним стеклом была сродни современному лазерному компакт-диску под лобовым – должна была отвести водителя от встречи с автоинспекторами. Многие автомобилисты свято верили, что фуражка заставляет думать, что за рулем милиционер – мол, своих-то точно «гаишники» не остановят. Работал «оберег» примерно так же, как и вышеупомянутый современный диск-«антирадар», – то есть, не работал никак!

Вместо кондиционера
Закончим с салоном. Нередко в нем можно было встретить небольшой железный вентилятор. Эрзац-кондиционер (а других-то и не было) советской эпохи отлично гонял по салону сигаретный пепел, а вот со своей непосредственной задачей справлялся разве что только зимой.
Ну и, конечно же, непременный атрибут салона – кресла. Модники при их украшении обычно останавливались на двух вариантах: либо делали их «мохнатыми» – с помощью шкур различной живности, либо превращали в массажные – облачали в сделанные из деревянных роликов накидки. Все, естественно, с подлокотниками под «красное дерево». Ну а под ноги обязательно стоило постелить коврик или аккуратно вырезанный кусок линолеума.

Голубые фары
Выбираемся из салона. Самый массовый психоз советских автолюбителей – цветные фары. Красные, синие и уж у самых «отсталых» автомобилистов – желтые. Для этого владельцы автомобилей умудрялись заливать в фары тормозную жидкость и антифриз. При езде они очень красиво плескались внутри. Впрочем, ходили слухи и о практической пользе такого украшательства – якобы тормозная жидкость предохраняет отражатель от ржавчины, а антифриз – от обмерзания.
Еще одним чудесным образом защищали фары своих «коней» экстравагантные владельцы «копеек» – закрывали их пластмассовыми летающими тарелками. Не забывали и о противотуманных фарах. На хорошем авто их должно было быть много, причем всех существующих тогда в СССР модификаций – круглой и квадратной. Но раскрашенных и защищенных фар автолюбителям было мало: очень часто в дополнение к ним они густо увешивали свои машины велосипедными катафотами.

С головой на корме
Завершим наш экскурс в советский автотюниниг осмотром «кормовой» части. Необходимым ее атрибутом в советское время был резиновый хвостик под задним бампером. Народная молва приписывала ему функцию антистатика – как металлической цепи на бензовозах.
А на десерт – самая экстравагантная деталь советского тюнинга. То, что до сих пор способно бросать в дрожь, – оторванная голова куклы на фаркопе. Ее, бывало, заменяли теннисным мячом или клизмой. Но истинные ценители жанра все же отдавали предпочтение прелестной головке с грязно-золотыми кудрями и белыми яблоками моргающих глаз. Для чего применялся столь изысканный декор, до сих пор неясно. Ну а что – когда-то мы и пульты для телевизоров не мыслили без одежки из полиэтиленового пакетика… Помните?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *