Август, 1986: Спекулянты
«Обе были «упакованы» в импортную одежду и хвастались крестиками на золотых цепочках», – пишет о девушках пресса. Или вот – нигде не работающий комсомолец Владимир П.: «купил в Одессе десять коробок конфет по 2,50, а продавал по 5-6 рублей». Есть и настоящие «рецидивисты» – например, 43-летняя запорожанка Нина Степановна Ш.: «ее трижды задерживали за спекуляцию». Теперь предприимчивой женщине по новому закону «светит» до пяти лет лишения свободы!
Радиобазар в «Дубовке»
Рейд по отлову спекулянтов не проезжает и мимо парка «Дубовая роща». Тут на выходных работает «черный рынок» – несанкционированное место торговли радиотоварами, аудио- и видеозаписями. Здесь музыкальные альбомы гораздо свежее, чем в государственных студиях звукозаписи. Естественно, и подороже – только одна бобина «тянет» на 10 рублей (запись кассеты в «Бытрадиотехнике» стоит 3,50). Кроме торговцев деталями и «музыкальными винегретами, полными поклепами на Родину», здесь же часто крутятся и «наперсточники». Вот как описывает их «ремесло» запорожская пресса: «На земле – доска, на ней – три наперстка и маленький металлический шарик… Ставка – 100 рублей». Немалые, надо заметить, деньги.
«Частники»
С 1986 года суровее наказывают и «частников» – автомобилистов, которые занимаются, как гласит закон, «перевозкой пассажиров собственным транспортом за оплату». После нового Указа о борьбе с нетрудовыми доходами частный извоз теперь карается штрафом от 50 до 100 рублей, а в случае повторного задержания таксиста-нелегала может ожидать конфискация автомобиля и двухлетние исправительные работы. С начала 86-го запорожской милицией задержано уже более 300 «частников».
Автопробег
В один из августовских дней по дорогам Запорожья пробегает необычная колонна. Все встречающие ее запорожцы осматривают колонну с большим любопытством, особенно мальчишки. Еще бы – в Запорожье пожаловал республиканский автопробег старинных и самодельных автомобилей. Гостей мероприятия под эгидой ЦК ЛКСМУ торжественно встретили еще на въезде в город со стороны Днепропетровска. Затем колонна проехала через все Запорожье. В ней и два запорожца – Михаил Бородин на «самоделке» и Константин Волощенко на старинном кабриолете.
Запорожский дуб
В августе пресса обеспокоивается 700-летним Запорожским дубом. Оказывается, многие туристы приезжают за тысячи километров, чтобы увидеть легендарное дерево, а некоторые запорожцы даже у него никогда и не бывали. Кто-то нарекает на то, что сложно к дубу попасть – доехать непосредственно к нему на городском транспорте невозможно. Кто-то мыслит глубже: «Допустим, вы приехали. Вышли, посмотрели. Двадцати минут на это хватит? С головой. И что же ради этих минут ехать полтора часа в троллейбусе и столько же назад?» – пишут горожане. Кроме собирания желудей в 1986 году, у Запорожского дуба практически нечего больше делать. Здесь даже нет ни одной лавочки. Вместо них посидеть можно было бы в кафе «Дубок». «Но желание туда заходить пропадает при виде разбитых, кое-как заклеенных стеклянных дверей и осколков пивных бутылок перед входом», – пишет в 86-м запорожец Жучинский. В качестве решения проблемы горожане предлагают срочно сделать территорию вокруг дуба молодежным комплексом с целым рядом клубов: краеведческим, литературным, любителей живописи и музыки. Даже предлагают оставить бар – «только без жареного минтая, а с ассортиментом, который соответствует требованиям сегодняшнего дня».
Дискотеки
В 1986 году пропаганда все еще настаивает, что «дискотечное движение города продолжает серьезно «болеть». Оказывается, соответствуют требованиям к современной дискотеке всего лишь два запорожских диско-клуба: «Диалог (ДК Энергетиков) и «Соль» (институт «Гипроэлектро»). Подтягиваются к ним разве что еще дискотеки во дворцах культуры «ЗТЗ», «Октябрьский» и «Титан». Какие недостатки вменяют остальным? «Достаточно низкий профессиональный уровень режиссуры и ведения программ», «как минимум треть посетителей не достигла 16-летнего возраста» и «нет ни представителей райкома, ни членов оперативного комсомольского отряда дружинников».
Неофашисты
В августе 1986-го запорожская пресса впервые пишет о ранее немыслимом событии – в городе появились молодые люди, увлекающиеся неофашизмом. «Признаю, что я действительно разделяю идеологию неофашизма, пытался группировать вокруг себя подростков и знакомую мне молодежь на этой основе, совершал конкретные шаги по пропаганде неофашистский идей, распространял атрибутику фашизма», – публикуют газеты объяснительную 22-летнего запорожца Сергея А. Тут же и, скорее всего, под диктовку написанное объяснение столь странного для советских людей «хобби»: «Этому способствовала моя политическая недальновидность, моральная распущенность, увлечение спиртными напитками, а также мой слепой восторг музыкальными записями профашистских зарубежных ансамблей «Кисс», «Назарет» и других…».
На Павло-Кичкасе пионера запорожского неофашизма знают, как Кешу или Костыля. «Встретить его можно возле спецмага или на дискотеке в ДК имени Горького. Но лучше не встречать – он может спокойно забрать деньги у тех, кто слабее…» – пишут газеты. Есть у Сергея А. и свое окружение – «фашистская группа». Они щеголяют в длинных кожаных плащах, носят челки «под Гитлера», бреют виски «под панков», рисуют по городу нитроэмалью свастики, на дискотеках маршируют, имитируя фашистские марши, встречают друг друга выкриком «Хайль Гитлер». Самая дерзкая их «акция» – в ночь на 9 мая размалевали окна главпочтамта и салона красоты на Октябрьской площади нацистской символикой. Пятерку запорожских неофашистов теперь ожидает суд.