Апрель, 1976: Набережная магистраль
На своем финише она должна соединиться с улицей Луначарского в районе нового автовокзала. Последний обещают построить возле Детской железной дороги. Две проезжие полосы разделяет газон, по бокам – тротуар для пешеходов и велосипедистов. Чтобы запорожцы могли ходить к Днепру, на Набережной планируют соорудить подземные переходы – на улицах Украинской и Леппика, а также пешеходный мост на Грязнова.
При прокладке Набережной уничтожают несколько лодочных причалов. В качестве компенсации сулят намыть песок и продлить Ждановский пляж, обустроить прибрежную территорию оригинальными кафе. Завершить Набережную обещают к 80-му – году Московской олимпиады.
Завод Войкова
В 76-м кипит реконструкция завод имени Войкова – он портил своим видом проспект Ленина. Предприятие закрывают длинным деревянным забором и возводят новый современный корпус. «Фасад с декоративной решеткой высотой 32 метра и длиной 193 метра станет украшением центрального проспекта», – рассказывают газеты. Первый этаж со стороны пр. Ленина оформляют 2-метровыми декоративными колоннами, в отделке корпуса применяют цветное стекло и алюминиевые панели.
Резонансное убийство
В 1976-м весь город шокирован – на Павло-Кичкасе пьяный грузчик метизного завода Ш. убил 6-летнюю девочку. Свою жертву преступник увидел на первом этаже дома по улице Орджоникидзе и вытащил ее через форточку. Девочку Ш. принес к себе домой и после издевательств убил с особой жестокостью. Труп убийца отвез на санках в овраг и засыпал снегом. Запорожский областной суд приговорил преступника к исключительной мере наказания – расстрелу.
Ограбление «Коралла»
Еще одно резонансное преступление – ограбление ювелирного магазина «Коралл», что на проспекте Ленина в районе стадиона «Металлург». Грабитель проник в магазин через разбитую входную дверь. Преступника уже на пути к проспекту Металлургов заметила случайная прохожая. Вора милиция поймала уже на Тюленина. Им оказался 26-летний рабочий треста «Запорожметаллург-монтаж» Анатолий Максимов. Мысль ограбить ювелирный родилась у него после того, как он прокутил в ресторане аванс. Как оказалось, в «Коралле» грабителю удалось поживиться лишь наручными часами за 400 рублей. Суд Ленинского района приговорил Максимова к 2,5 годам лишения свободы.
Гаражи
На каждую тысячу городских жителей в СССР уже приходится 15 личных автомобилей. В Запорожье в 76-м этот показатель даже выше – в городе зарегистрировано 15,5 тысяч машин. Причем, как говорят, купить автомобиль – полдела. Строить индивидуальные гаражи запрещено. В порядке исключения дают под них участки лишь инвалидам войны. Держать машину негде, а просто оставлять на улице – хуже некуда. Она – самое дорогое имущество, ломкая, плохо заводится на холоде, да еще и хорошо поддается коррозии: отечественная (а другой-то и нет) продукция автопрома должна жить под крышей. Даже XXV съезд КПСС обращает внимание: «Развивать сеть кооперативных гаражей».
Новые права
Кстати, в 1976-м у запорожских автолюбителей еще одна новость – в СССР вводятся единые водительские удостоверения. Больше нет шоферских классов – первого и второго, а также звания «шофер-любитель». У водителей отныне квалификационные категории: А – мотоцикл, В – легковой автомобиль, С – грузовой, D – автобус, Е – грузовик с прицепом. И больше нельзя сдавать экзамен на права, сказав «сам научился» или «отец с детства учил»: впервые обязательно нужно заканчивать водительские курсы, которые, как и все, что связано с автомобилем, тоже дефицит.
Таксисты
У «безлошадных» же запорожцев перспектива быстро добраться куда-нибудь сводится лишь к одной – воспользоваться такси. В 1976-м извоз за деньги – исключительное право государственных таксистов. Частников, которые подбирают попутчиков, ловят гаишники и показательно позорят на газетных страницах. Вот, например, такая хроника образца апреля 76-го: поймали на извозе работника «Запорожсантехмонтаж» Владимира Киреева, который подвез попутчиков от ул. Победы до ресторана «Лахти» за 2 рубля; застукали сотрудника «скорой помощи» Владимира Каулько, «грачевавшего» на старенькой «Победе»; слесарь абразивного комбината Эдуард Владыкин использовал свою машину для заработков, а не как средство передвижения; промышлял на «Москвиче» и пенсионер Григорий Александров… Всех этих «несознательных» товарищей обвиняют в страшном для 70-х грехе – в частнособственнической деятельности.
Впрочем, государственные таксисты – еще те работники сервиса: «Ведут себя безобразно, особенно в местах массового скопления клиентов». На вокзале или в аэропорту они стараются набить машины пассажирами лишь на выгодные рейсы – Бабурка, Правый берег. При этом требуют «неуставную» таксу: «С каждого – 3 рубля!». Вопиющий случай апреля – от таксистов пострадал ветеран войны, провожавший дочь на автовокзале. Его «Жигулям» сотрудники таксопарка попросту прокололи шины – подумали, что частный конкурент.
«Утренняя почта»
В 1976-м у запорожцев появляется новая привычка – в воскресное утро смотреть программу «Утренняя почта». У нее лакомый формат – он подразумевает, что зрители сами просят еженедельно доставлять им на дом порцию свежих шлягеров. Заказ выполняется каждое воскресенье в 11 часов утра. Причем «Утренняя почта» старается показывать «номера» – то есть не традиционное для советского ТВ концертное исполнение песен, а специально снятое для передачи. Роликов явно не хватает, и их часто повторяют. Иногда дважды показывают и весь выпуск, но зритель не в обиде: другой такой программы в телевизоре не сыскать. «Утреннюю почту» непринужденно комментирует улыбчивый ведущий Юрий Николаев. Регулярные телеэфиры сделают его главным эстрадным конферансье позднего СССР.