Апрель, 1976: Набережная магистраль

На своем финише она должна соединиться с улицей Луначарского в районе нового автовокзала. Последний обещают построить возле Детской железной дороги. Две проезжие полосы разделяет газон, по бокам – тротуар для пешеходов и велосипедистов. Чтобы запорожцы могли ходить к Днепру, на Набережной планируют соорудить подземные переходы – на улицах Украинской и Леппика, а также пешеходный мост на Грязнова.
При прокладке Набережной уничтожают несколько лодочных причалов. В качестве компенсации сулят намыть песок и продлить Ждановский пляж, обустроить прибрежную территорию оригинальными кафе. Завершить Набережную обещают к 80-му – году Московской олимпиады.

Завод Войкова
В 76-м кипит реконструкция завод имени Войкова – он портил своим видом проспект Ленина. Предприятие закрывают длинным деревянным забором и возводят новый современный корпус. «Фасад с декоративной решеткой высотой 32 метра и длиной 193 метра станет украшением центрального проспекта», – рассказывают газеты. Первый этаж со стороны пр. Ленина оформляют 2-метровыми декоративными колоннами, в отделке корпуса применяют цветное стекло и алюминиевые панели.

Резонансное убийство
В 1976-м весь город шокирован – на Павло-Кичкасе пьяный грузчик метизного завода Ш. убил 6-летнюю девочку. Свою жертву преступник увидел на первом этаже дома по улице Орджоникидзе и вытащил ее через форточку. Девочку Ш. принес к себе домой и после издевательств убил с особой жестокостью. Труп убийца отвез на санках в овраг и засыпал снегом. Запорожский областной суд приговорил преступника к исключительной мере наказания – расстрелу.

Ограбление «Коралла»
Еще одно резонансное преступление – ограбление ювелирного магазина «Коралл», что на проспекте Ленина в районе стадиона «Металлург». Грабитель проник в магазин через разбитую входную дверь. Преступника уже на пути к проспекту Металлургов заметила случайная прохожая. Вора милиция поймала уже на Тюленина. Им оказался 26-летний рабочий треста «Запорожметаллург-монтаж» Анатолий Максимов. Мысль ограбить ювелирный родилась у него после того, как он прокутил в ресторане аванс. Как оказалось, в «Коралле» грабителю удалось поживиться лишь наручными часами за 400 рублей. Суд Ленинского района приговорил Максимова к 2,5 годам лишения свободы.

Гаражи
На каждую тысячу городских жителей в СССР уже приходится 15 личных автомобилей. В Запорожье в 76-м этот показатель даже выше – в городе зарегистрировано 15,5 тысяч машин. Причем, как говорят, купить автомобиль – полдела. Строить индивидуальные гаражи запрещено. В порядке исключения дают под них участки лишь инвалидам войны. Держать машину негде, а просто оставлять на улице – хуже некуда. Она – самое дорогое имущество, ломкая, плохо заводится на холоде, да еще и хорошо поддается коррозии: отечественная (а другой-то и нет) продукция автопрома должна жить под крышей. Даже XXV съезд КПСС обращает внимание: «Развивать сеть кооперативных гаражей».

Новые права
Кстати, в 1976-м у запорожских автолюбителей еще одна новость – в СССР вводятся единые водительские удостоверения. Больше нет шоферских классов – первого и второго, а также звания «шофер-любитель». У водителей отныне квалификационные категории: А – мотоцикл, В – легковой автомобиль, С – грузовой, D – автобус, Е – грузовик с прицепом. И больше нельзя сдавать экзамен на права, сказав «сам научился» или «отец с детства учил»: впервые обязательно нужно заканчивать водительские курсы, которые, как и все, что связано с автомобилем, тоже дефицит.

Таксисты
У «безлошадных» же запорожцев перспектива быстро добраться куда-нибудь сводится лишь к одной – воспользоваться такси. В 1976-м извоз за деньги – исключительное право государственных таксистов. Частников, которые подбирают попутчиков, ловят гаишники и показательно позорят на газетных страницах. Вот, например, такая хроника образца апреля 76-го: поймали на извозе работника «Запорожсантехмонтаж» Владимира Киреева, который подвез попутчиков от ул. Победы до ресторана «Лахти» за 2 рубля; застукали сотрудника «скорой помощи» Владимира Каулько, «грачевавшего» на старенькой «Победе»; слесарь абразивного комбината Эдуард Владыкин использовал свою машину для заработков, а не как средство передвижения; промышлял на «Москвиче» и пенсионер Григорий Александров… Всех этих «несознательных» товарищей обвиняют в страшном для 70-х грехе – в частнособственнической деятельности.
Впрочем, государственные таксисты – еще те работники сервиса: «Ведут себя безобразно, особенно в местах массового скопления клиентов». На вокзале или в аэропорту они стараются набить машины пассажирами лишь на выгодные рейсы – Бабурка, Правый берег. При этом требуют «неуставную» таксу: «С каждого – 3 рубля!». Вопиющий случай апреля – от таксистов пострадал ветеран войны, провожавший дочь на автовокзале. Его «Жигулям» сотрудники таксопарка попросту прокололи шины – подумали, что частный конкурент.

«Утренняя почта»
В 1976-м у запорожцев появляется новая привычка – в воскресное утро смотреть программу «Утренняя почта». У нее лакомый формат – он подразумевает, что зрители сами просят еженедельно доставлять им на дом порцию свежих шлягеров. Заказ выполняется каждое воскресенье в 11 часов утра. Причем «Утренняя почта» старается показывать «номера» – то есть не традиционное для советского ТВ концертное исполнение песен, а специально снятое для передачи. Роликов явно не хватает, и их часто повторяют. Иногда дважды показывают и весь выпуск, но зритель не в обиде: другой такой программы в телевизоре не сыскать. «Утреннюю почту» непринужденно комментирует улыбчивый ведущий Юрий Николаев. Регулярные телеэфиры сделают его главным эстрадным конферансье позднего СССР.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *