Апрель, 1964: Кинотеатр имени Довженко
Много пишут и о самом кинотеатре – самом большом и современном в городе. Здешний экран изготовлен из специального перфорированного материала. Его длина – 16,6 метра, высота – 7,5. За экраном и в стенах установлены 84 динамика, которые создают стереофонический эффект. «Проектом центрального кинотеатра города занимался Харьковский Горстройпроект под руководством архитектора Георгия Густавовича Вегмана. Он постарался воздвигнуть сооружение классического кинотеатра с идеальной акустикой и оптикой, системой вентиляции с применением фонтана для охлаждения», – рассказывает пресса.
Памятник Шевченко
В 1964 году по случаю 150-летия Тараса Шевченко в Запорожье открывают памятник-обелиск великому Кобзарю. Он устанавливается в Шевченковском районе города – на пересечении улиц
8 Марта и Коллективной. Обелиск выполнен из серого полировочного гранита. На его главном фасаде – бронзовый портретный горельеф Тараса Шевченко. Торжественное открытие памятника проходит 29 апреля.
Автобусы
В 1964 году в Запорожье уже 15 автобусных маршрутов. Их общая протяженность – 205,7 км. По маршрутам колесят 167 автобусов. Новинка 1964 года – первые импортные машины на городских автобусных линиях. Это «Икарусы» – автобусы венгерского производства. «Появление этих автобусов свидетельствует о тесном сотрудничестве стран социализма», – констатирует пресса.
Вытрезвители
Еще одно негативное явление, с которым борются, – пьянство. Изрядно набравшихся граждан доставляют в специальные медучреждения – вытрезвители. Сеанс отрезвления обходится выпивохам в весьма круглую сумму – в 30 рублей, в четвертую, а то и в третью часть чьей-то месячной зарплаты. Впрочем, зачастую визит в вытрезвитель злоупотребляющим гражданам обходился еще дороже «официального прайса». Прямо – как следствие ушлости работников спецучреждения, и косвенно – как результат следовавшего за посещением «трезвона» порицания по месту работы. Воспитание «лица, склонного к злоупотреблению спиртными напитками», в трудовых коллективах сводилось к лишению всех премий, переносу отпуска на зимний период и – о ужас! – перемещению в очереди на квартиру.
Кстати, пьют запорожские пьяницы не только алкоголь. «Денатурат, одеколон, спиртосодержащий лак и даже жидкость, которой лечат лошадей от чесотки», – о такой «карте вин» своих клиентов рассказывают в 64-м в одном из запорожских вытрезвителей.
Взгляд в будущее
Запорожские газеты, кажется, и не перестают рассказывать о светлом будущем. Так, например, в апреле 1964 года местная пресса «мысленным взором» заглядывает на 10 лет вперед. Предполагается, что к середине 70-х в Запорожье будут проживать уже 750 тысяч человек. И это при том что в 1964-м запорожцев еще менее 600 тысяч. В связи с таким ростом численности населения городские власти особое внимание собираются уделять жилищному строительству. «К концу 1975 года каждый житель Запорожья будет иметь 13 квадратных метров жилья», – утверждают отцы города. И, кстати, еще в 1964 году запорожцам начинают говорить о новых мостах. «Через Днепр в районе южной части Хортицы и на Правый берег с северной части острова планируется построить три транспортных моста», – рассказывает местная пресса еще в 60-е.
Спортивные арены
Не забывают и о любителях спорта. Им обещают просто с три короба: «новый общегородской стадион на 40 тысяч мест, семь районных стадионов, ипподром, велотрек…».
Но пока всего этого нет, расскажем о спортивной инфраструктуре Запорожья образца 1964 года. «В городе 250 спортивных организаций, в которых занимаются спортом более 82 тысяч человек», – рапортуют городские путеводители. Они же сообщают: «В Запорожье есть девять стадионов средних размеров, 13 больших спортзалов и 8 водных станций».
Самый большой спортивный объект города – конечно же, стадион «Металлург» добровольного спортивного общества «Авангард» завода «Запорожсталь». В 1964 году его вместительность – 24 тысячи человек. Второй по величине стадион города – «Машиностроитель» в Шевченковском районе. Его трибуны способны принять 15 тысяч зрителей. «Ехать трамваями № 6, 10, 12 до остановки «2-й Жилмассив», – помогают найти «Машиностроитель» путеводители. В тройке самых больших арен – стадион «Строитель» треста «Запорожстрой». Он рассчитан на прием семи тысяч зрителей. Пять тысяч мест на трибунах стадиона имени «Комсомольской правды» ДСО «Локомотив».
Жалобы
В 1964 году запорожцам есть на что жаловаться. «Почему соль стала дефицитом? Обошел все магазины, и нигде не смог купить пачку соли!» – негодует запорожец Плотицын. Есть и такие жалобы: «В хлеб примешивают гороховую муку». Или даже такие: «В магазине № 34 установили норму продажи мяса в «одни руки» – 2 кг. Те, кто хотят приобрести мяса больше, должны купить лотерейные билеты. На каждый купленный лотерейный билет продадут 1 кг мяса сверх нормы».
Служебные автомобили
На дорогах города становится все больше автомобилей. Правда, огромная их доля – служебные. Но это не мешает многим распоряжаться такими машинами как собственными. В Запорожье появляется и быстро разрастается такое явление, как «использование служебного автотранспорта в личных целях». Как и принято, такую негативную практику клеймят позором с газетных страниц. Разворачивается целая информационная кампания против «ведомственных извозчиков». Таких журналисты, что называется, «сдают с потрохами». «Вот во двор дома по проспекту Ленина № 139 въехала легковая машина ЗПА 92-00. На желтой полосе четко написано «Продтовары», а чуть выше «Кондизделия»… Открылись дверцы, и вместо тортов и пирожных оттуда выпорхнули две девицы, которые помахав улыбающемуся водителю, исчезли в одном из подъездов», – пишет однажды «Индустриалка».
Достается «на орехи» и водителю автомобиля с надписью «Медслужба» – «привез к театру Щорса двух гражданок, преспокойно отправившихся к кассе за билетами». «Как видно, разбазаривание государственных средств (бензин, амортизация покрышек и т.д.) не прекращается…», – делают вывод журналисты.