Запорожцы готовятся к спецоперации в Гренландии
Повторение – мать учения
Датчане прибыли в Мелитополь в начале текущей недели. По словам представителей Минобороны, совместные учения продлятся четыре дня. В ходе запланированных мероприятий обе стороны хотят проверить качество подготовки личного состава и авиационной техники к проведению операции «Северный сокол-2012».
Впервые датские военные обратились к украинским коллегам в 2008 году. Тогда операция называлась «Казаки на льдине», однако через некоторое время военные решили придать ей более благозвучную для летчиков «птичью» ориентацию. На острове Гренландия, принадлежащем Дании, находится немало военных и гражданских объектов. Обеспечивать их необходимыми ресурсами крайне сложно из-за суровых климатических условий. Поэтому Дания привлекает на коммерческих условиях авиацию других стран.
«Услуги украинцев стоят дешевле всех, а помощь наших летчиков является неоценимой: только во время проведения операции «Северный сокол-2010» было перевезено более 517000 литров авиационного керосина с авиабазы «Туле» на станцию «Норд» в Гренландии. Для этого мелитопольцам пришлось выполнить 40 полетов с общим налетом более 80 часов. «Поддержана натренированность двух экипажей и летно-инструкторского состава к полетам международными трассами, проведена оценка 2-го уровня самолета Ил-76МД, летного состава и наземного персонала, которые заявлены в Общий фонд оперативных сил и возможностей», – рассказал старший группы украинских летчиков Александр Кулибаба.
Тест на прочность
В ходе короткого брифинга украинские и датские военные еще раз рассказали об особенностях операции. «Северный сокол» стартует 9 апреля. Летчики будут находиться в Гренландии в течение 20 дней. В общей сложности на станцию «Норд» планируют доставить полмиллиона литров горючего и других грузов, в частности исследовательского и вспомогательного оборудования и продовольствия.
Для проведения полетов будет задействовано два экипажа на самолетах Ил-76МД. По словам представителя датских ВВС майора Ове Уруп-Мадсена, украинские авиаторы очень профессионально сработали во время подготовки к операции «Северный сокол-2011». Датчане надеются, что свой уровень наши ребята подтвердят и в ходе нынешней операции.
«Самолет Ил-76 выигрывает в сравнении с другими транспортниками по объемам загруженного топлива. Он также очень хорошо приспособлен для осуществления взлета и посадки на неподготовленных аэродромах с ограниченными характеристиками. Примерно такие условия на станции «Норд». Мы действительно довольны подготовкой экипажей и техническим состоянием самолетов. По всем показателям Украина предоставляет самые выгодные условия для выполнения задач такого плана», – заявил Ове Уруп-Мадсен.
Мелитопольцам придется работать в условиях практически нулевой видимости при температуре до –400С. При этом порывы ветра в Гренландии могут достигать 50 м/с, а садиться летчикам придется на укороченную взлетно-посадочную полосу. Впрочем, полоса – понятие, скорее, условное: укатанную снежно-ледовую массу вряд ли можно сравнить с бетонными плитами аэродромов. К тому же из-за сильного ветра тут постоянно образовываются бугры, которые приходится разравнивать специальной техникой. Для того чтобы посадить самолет в этих условиях, нужно быть настоящим асом.
Облетали технику
В ходе учений военные провели смотр авиационной техники, которую планируют задействовать в проведении операции. В первый же день летчики осуществили 15 полетов. Мелитопольцы протестировали системы безопасности при нахождении в экстремальных арктических условиях, вспомнили порядок использования спасательного оборудования и т. д.
Во время полетов отрабатывались сложные действия, которые украинским летчикам придется выполнять во время операции «Северный сокол-2012». В частности, речь шла о выполнении задачи по посадке с использованием системы имитации видимости на полосу сокращенных размеров.
Представители Дании в который раз высоко оценили уровень подготовки украинских летчиков и возможности авиационной техники. Кроме того, они выразили удовлетворение тактико-техническими характеристиками самолета Ил-76МД.
Объем материального вознаграждения Минобороны за выполнение операции не разглашается. По словам военных, заработанные в ходе выполнения контракта деньги будут направлены на техническое переоснащение и поддержание парка боевой авиации Вооруженных сил Украины. А вот летчики, рискующие жизнью, практически ничего не получат. Они могут рассчитывать лишь на командировочные (15 долларов в день), а также бесплатное питание. Отказаться от выполнения задачи пилоты не могут. Как-никак люди военные…