Запорожские археологи подняли со дна Днепра очередное старинное судно
Находка сделана в минувшем году старшим научным сотрудником заповедника Валерием Нефедовым в двух километрах от острова Байда при обследовании русла Старого Днепра выше моста Преображенского и острова Хортица. На берег лодка была извлечена возле летописного поселения Протолче, откуда доставлена в специальный ангар, где находятся и реставрируются другие резонансные находки последних лет – бригантина, казацкая лодка, дубель-шлюпка XVIII века, байдак XIX столетия.
– Лодка была обнаружена в семи километрах выше по течению, – рассказал директор Национального заповедника «Хортица» Максим Остапенко. – Найденный объект мог не выдержать двадцатикилометровой транспортировки по суше, поэтому ее сплавили вниз приблизительно на семь километров к месту подъема в южной части острова, откуда всего полкилометра до реставрационного ангара заповедника.
Найденная лодка относится, как минимум, ко временам запорожского казачества, но сотрудники заповедника надеются на то, что она будет датирована периодом Киевской Руси. Окончательный ответ о возрасте находки даст только проведение радиоуглеродного анализа.
– Такие суда, как найденная лодка, назывались в древности моноксилами, от греческих слов «моно» – «один» и «ксил» – «дерево», – говорит старший научный сотрудник НЗ «Хортица» Валерий Нефедов, сделавший находку. – Технология строительства однодеревок восходит к эпохе бронзы, неолиту. Во времена Киевской Руси эта технология была развита. Она же положена в основу строительства чаек и ладей, на которых казаки ходили в военные походы. Выдолбленное судно нашивалось бортами и превращалось в морское.
Важность находки трудно переоценить – подобных экспонатов в Украине немного. Каждый из них расширяет наши представления об истории Днепровского судостроения. Свой вклад в ее изучение запорожские археологи и историки надеются вносить и в дальнейшем – на дне Днепра уже обнаружены еще несколько ценных судов.
– Не смотря на то, что еще 200-300 лет назад такие лодки были достаточно распространены, в Украине их сохранилось единицы, – утверждает заведующий отделом археологии заповедника Дмитрий Кобалия, руководитель подводной экспедиции. – Со временем их вымывает течением. Сохранить их сложно – они очень хрупкие. В песке суда еще могут находиться, но на поверхности разрушаются под собственным весом. Мы хотим создать коллекцию однодеревных лодок, чтобы проследить эволюцию их развития. Поскольку с одной стороны общая схема их строительства понятна, но с другой – они очень отличается и являются хранителями определенных традиций и методик.
Подобный экспонат имеется в коллекции Запорожского краеведческого музея, руководитель которого Георгий Шаповалов стоял у истоков всех подводных исследований Днепра с 1967 года. После начала строительства Днепрогэс-2 в конце шестидесятых годов течение размыло днепровское дно и освободило покоившиеся в иле настоящие сокровища для археологов.
– В 1984 году практически в этом же месте было найдено и поднято судно подобной конструкции чуть более пяти мет-ров длины, – вспоминает Георгий Шаповалов. – Находка была сделана этой же экспедицией подводных археологических работ. Найденная лодка экспонируется в краеведческом музее. Думаю, в ближайшее время нас ждет много интересных сравнений. Этот челн уже датирован радиоуглеродным анализом – он ближе к Киевской Руси, чем к казачеству. Нынешняя находка – достойный подарок к 45-летию Хортицкой экспедиции подводных археологических работ, юбилей которой мы будем отмечать осенью.