В Запорожской области под товарным поездом взорван железнодорожный мост
Взрывное устройство сработало в тот момент, когда по мосту шел товарный поезд, что позволяет правоохранителям предположить, что подрывники находились в непосредственной близости от места события. Машинист начал экстренное торможение, но было поздно – из 55 вагонов, груженых железной рудой, 28 сошли с рельс, повредив расположенные вдоль железнодорожного полотна линии электропередач. По счастливой случайности не пострадали ни жители поселка, ни машинист поезда. Но без разрушений не обошлось.
– Я дуже погано чую, сиділа писала й раптом упало вікно, прямо мені на стіл, – вспоминает 92-летняя Надежда Лукьяненко, чей дом расположен всего в сотне метров от места взрыва. – Коли прибігає сусід в одній майці та кричить: «Чи жива ви, бабо?». Я заходжу в сусідню кімнату – а там жодного вікна цілого, стіни потріскалися, все на підлозі. Отоді я і злякалася, подзвонила сину. А потім солдати приїхали, заспокоювали мене.
По словам сотрудников взрывотехнической службы, мощность взрыва превышала 40 килограммов в тротиловом эквиваленте.
С вечера 20 января территория Запорож-ской области подпадает под проведение единых с Донбассом контртеррористических операций. Некоторые СМИ, не разобравшись в формулировке, тут же включили Запорож-скую область в зону АТО. Хотя КТО и АТО – это разные вещи. В отличие от антитеррористической, по сути военной, операции, контртеррористическая предусматривает усиление контроля на территории, ужесточение пропускного режима и увеличение количества проверок.
Буквально через несколько часов после взрыва советник главы СБУ Маркиян Лубкивский заявил о том, что подрывники установлены и в ближайшее время будут задержаны. Как стало известно «Правде», такое заявление было сделано спецслужбами после того, как на одном из запорожских блокпостов был задержан мужчина с абсолютно чистым, то есть пустым, мобильным телефоном. Но как выяснилось через какое-то время, к взрыву моста человек не имел никакого отношения.
Железнодорожная ветка, на которой произошла диверсия, была единственной, связывающей Мариуполь и Волноваху с остальной частью Украины.
Сошедший с рельс состав следовал на мариупольский завод им. Ильича, принадлежащий компании Рината Ахметова «Метинвест». По словам присутствовавших на месте сотрудников «Метинвеста», предприятию теперь будет непросто, ибо, помимо товарняка с рудой, по этой ветке должны были проследовать еще два состава с коксом. Теперь же на заводе введут режим экономии, ибо кокса осталось всего на один день. По всей видимости, в ближайшее время доставка сырья в Мариуполь будет осуществляться исключительно портом.
Но по взорванной колее шли не только товарняки с углем, рудой и коксом для металлургических предприятий, а и перебрасывались на Донбасс украинские военнослужащие и техника. Вероятно, именно эта функция железнодорожной артерии в первую очередь и интересовала устроивших взрыв диверсантов.
По словам работавших на месте взрыва железнодорожников, на то, чтобы разобрать завалы и оценить масштабы ущерба, понадобится как минимум неделя. Только после этого станет ясно, сколько времени потребуется на восстановление железнодорожного сообщения с югом Донбасса.