Результаты тендеров уходят в «тень»
Теперь действие Закона «Об осуществлении государственных закупок» не распространяется на случаи, если предметом закупки является приобретение, аренда земли, строений, другого недвижимого имущества или имущественных прав на землю; услуги третейских судов, арбитражей для рассмотрения и разрешения споров, в которых принимает участие заказчик; финансовые услуги, которые предоставляются в связи с эмиссией, покупкой, продажей, передачей ценных бумаг или других финансовых инструментов; ценные бумаги, акции (паи) в уставном капитале хозобщества. Собравшиеся за круглым столом эксперты в информагентстве «Вести-информ» в прошлую пятницу также известили о том, что этот законопроект закрывает доступ к информации по тем закупкам, которые производятся госпредприятиями за счет собственных средств. Главной задачей этой встречи организаторы ставили привлечение внимания общественности и журналистов к государственным закупкам.
«Госзакупки осуществляются государством и коммунальными предприятиями, которые созданы за счет бюджетных средств. Потенциально эти КП могут самостоятельно зарабатывать, предоставляя различные услуги. Но поскольку собственность у них государственная, и они распоряжаются государственным имуществом, то становится нелогичным, как можно сейчас взять и закрыть информацию о том, как они эти собственные средства будут расходовать. Но, скорее всего, эти изменения будут подписаны, потому как на сегодняшний день существует такая политическая воля», – недоумевает глава независимой ассоциации журналистов Иван Красиков.
– Пункт 5 статьи 6 Закона «О доступе к публичной информации» гласит: «Не может быть ограничен доступ к информации о распоряжении бюджетными средствами, владении, пользовании или распоряжении государственным, коммунальным имуществом, в том числе к копиям соответствующих документов, условиях получения этих средств или имущества, фамилии, имена, отчества физических лиц и наименования юридических лиц, которые получили эти средства или имущество». Поэтому я предлагаю общественникам и журналистам писать запросы в управления, которые являются распорядителями средств, и требовать у них информацию о том, кому эти средства выделили. А узнав получателя, спрашивать у них сметы. С одной стороны, там могут сослаться на то, что это коммерческая тайна, но с другой стороны, если, к примеру, получают средства на реконструкцию школы, то это подпадает под вышеупомянутую статью, – рассказал Иван Красиков.
Помимо этого эксперты огласили результаты мониторинга в сфере государственных закупок, который провела общественная организация «Независимая ассоциация журналистов» в Запорожской области: «По нашим подсчетам, с начала текущего года государственные и коммунальные предприятия, а также подразделения органов власти провели закупки на сумму более 3 млрд. гривен. В частности, Запорожский горсовет и его КП уже потратили 392,82 млн. грн. Из них наибольшие затраты произведены Управлением коммунального хозяйства и дорожного строительства горсовета (173,4 млн. грн.). Из этой суммы более 120 млн. грн. направлены на содержание и эксплуатационное обслуживание городских улиц (дорожное покрытие и зеленые насаждения). Среди десяти самых дорогих закупок – ремонт здания филармонии в 51 млн. гривен. Полтора месяца назад был проведен тендер. Насколько мы понимаем, сейчас договор на стадии подписания, но мы не увидели отчета о проведении торгов. Но, как я понимаю, они состоялись. Также в результате мониторинга были установлены нарушения ст. 10 Закона «Об осуществлении госзакупок» предприятиями Запорожской области. В частности, ЧАО «Запорожский электровозоремонтный завод» никогда не публикует отчеты о проведении закупок на сайте Вестника госзакупок. Практически все органы власти и предприятия не сообщают о результатах торгов».