Предотвращение катастроф – обыденная работа для ликвидаторов аварий
Карта «боевых действий»
Наиболее сложная ситуация сложилась с канализационной системой района. Буквально в последнюю пару лет здесь приходилось несколько раз «подлатывать» коллектор на улицах Новгородской, Буденного, Маршала Судца. В первом случае аварийная ситуация возникла еще в январе минувшего года. Работы по устранению аварии проведены, коллектор «заштопан», о чем торжественно заявили перед телекамерами опрятные чиновники.
На улице Буденного местные жители уже давно привыкли к специфическому запаху из вечно разверзнутого нутра канализации. А в районе улицы Маршала Судца работы продолжаются день и ночь. «Правда» побывала на проблемном объекте и пообщалась с работниками ООО «ВиЯ» – подрядной организации, которой доверен этот аварийный участок.
Ситуации, казалось бы, рядовые, рабочие – новости о возникновении аварий незаметно чередуются с бодрыми отчетами об их ликвидации. Между тем, никому не известные работники подрядных организаций нередко избавляют горожан от крупных неприятностей, о которых те даже не подозревают. Как правило, речь в таких случаях идет о настоящих профессионалах, ибо строительных организаций, возводящих особняки или ремонтирующих коммунальные объекты, в городе – пруд пруди. А вот фирм, чьи работники способны ликвидировать сложные аварийные ситуации, можно сосчитать на пальцах одной руки.
Такие предприятия, например, спасали от накопления стоков в подвалах жилых домов на улицах Новгородской и Буденного, защитили жителей района от скоп-ления влаги в почве и грунтовых обвалов, нарушения водоснабжения и экологических бедствий. Не менее тревожной еще месяц назад была ситуация на улице Маршала Судца. 19 ноября движение автотранспорта по ней было перекрыто «в связи с проведением ремонтных работ». Пока же движение осуществляется по Хортицкому шоссе.
Корень проблемы
За обыденной формулировкой «ремонтные работы» скрывалась угроза настоящей катастрофы. Неподалеку от этого места находится насосная станция, которая качает стоки всего района. На аварийном участке дороги сходятся трубы всей канализационной системы Бабурки. Некогда здесь была балка, в которую при строительстве жилищного массива завозился грунт. Но даже сейчас эта низменность огромной морщиной пролегает по лицу района.
Такое расположение делает удобным и логичным строительство здесь той же насосной станции и коллекторских сооружений. Однако около 30 лет назад укладкой канализационных труб на этой улице занимались, видимо, не очень компетентные лица. Производил укладку некий донецкий трест, который перепоручил работу местным субподрядчикам. Трубы, от которых зависит канализационная система целого района, были проложены на склонах балки без специальных уплотнительных мер – попросту заделаны цементным раствором.
Как временная конструкция эта работа могла быть принята, и рассчитывать на то, что пять-десять лет трубы послужат верой и правдой, также вполне можно. Но минуло около трех десятилетий, трубы давно проржавели, бетон под влиянием высокой влажности этих насыпных грунтов также давно пошел трещинами (а то и вовсе был вымыт), и дорога на этой улице начал проседать, что было видно даже невооруженным глазом.
Я волком бы выгрыз бюрократизм
О том, что в недрах земли назревает аварийная ситуация, специалистам стало понятно давно. Проект ремонтных работ на этом участке был разработан еще несколько лет назад. Дело оставалось за малым – провести экспертизу для установления необходимости этих работ и их объемов. Однако все стопорилось из-за свойственных всей нашей государственной системе бюрократических проблем – соответствующими экспертизами в Запорожье занимается единственный уполномоченный специалист, руки которого дошли до описываемой проблемы лишь в текущем году.
Только ближе к концу года был проведен тендер. Фирм, желающих, точнее, способных проводить работы такой сложности, в Запорожье имеется буквально две-три. Большинству их коллег недостает и техники, и необходимого опыта. Да и финансовые выгоды этого заказа, похоже, не заоблачные. А главное – работы предстояло вести в самое неподходящее для этого зимнее время. По крайней мере, как признается директор ООО «ВиЯ» Сергей Галущинский, на его решение принять участие в тендере повлияли, скорее, давние партнерские отношения с управлением капитального строительства горсовета.
Учитывая, что сюда стекаются все сточные воды этой части Бабурки, промоины на дороге образовывались и ранее. Годами их просто засыпали шлаком, накопившийся полутораметровый слой которого продолжал проседать. Когда на место работ прибыла техника подрядчика, один Сaterpillar едва не провалился под землю. В любой момент подобное могло произойти с проезжавшим здесь автотранспортом. Похожие трагедии уже имели место в Киеве, где власти затягивали с ремонтом аварийных участков, о чем нам приходилось слышать в выпусках новостей.
Во время дождей вода заполняла специальные камеры – свободное пространство вокруг трубы. И хотя проект не предусматривал ремонта таких камер, подрядчики по собственной инициативе отремонтировали две из них, находящиеся на аварийном участке коллектора. Под новую трубу установили три специальные опоры вместо необходимых двух, кроме уплотнительных резиновых колец, новая труба укреплена цементным раствором. Хотя при такой технологии необходимости в нем нет. Но фирма не обеднеет, считает руководство подрядной организации. Зато теперь новая труба способна пропускать воду даже под определенным давлением.
Кадры решают все
Согласно проекту срок ремонта составляет три месяца, однако подрядчики справились с основным объемом работ за месяц, что нелегко даже в теплое сухое время. Впереди их еще ждет немало трудностей. Все-таки декабрь – сезон дождей и ненастья. Все осадки стекают в трубу, и ремонтировать ее зачастую приходится в потоках воды. По завершении работ труба должна быть засыпана, а дорога – заново заасфальтирована.
В нынешних погодных условиях сделать это крайне трудно. Последние дни нередко идет дождь, температура воздуха составляет два-три градуса. А укладывать асфальт необходимо при среднесуточной температуре +8. Однако подрядчики не унывают, ведь они имеют опыт работы с мелиоративными – оросительными и осушительными – системами. Экстремальная для других строительных и монтажных фирм работа им привычна. Но главный капитал ООО «ВиЯ» – коллектив.
– У нас работают действительно самоотверженные люди, – рассказал «Правде» директор ООО Сергей Галущинский. – С прорабом Владимиром Кулиничем мы не первый день вместе месим грязь. Знает свое дело наш работник Владимир Подольский. Отметить можно каждого, не хочется никого забыть. Например, Анатолий Прохоренко – экскаваторщик, как говорится, от Бога. Он так может выбрать грунт со дна траншеи, что после него с лопатой в ней делать нечего.
И вновь продолжается бой
Руками в первую очередь этих людей была демонтирована наиболее изношенная часть трубы протяженностью 200 м. Вместо нее установлена современная полиэтиленовая труба, для стыка которой со старой, чугунной, изготовлялась специальная муфта. Завезено три с половиной тысячи кубометров грунта, в том числе для укрепления склона балки и предупреждения угрозы его обвала. На очереди – ремонт еще одного трубопровода на этом участке. Буквально вчера «Водоканал» уже переключился с аварийной трубы на новую.
После Нового года по улице Маршала Судца движение автотранспорта будет возобновлено. Но до полного решения проблемы стоков в Хортицком районе еще далеко. Подрядчики отмечают, что во время ремонтных работ продвигались далее по трубопроводу, в сторону насос-ной станции, где наблюдали те же проблемы, что и на аварийном участке, хотя и в меньших масштабах.
Там также отсутствуют уплотнительные кольца, бетон потрескался, а то и вовсе вымыт, во многих местах наблюдается проседание грунта, а сама труба существенно просела и пропускает наружу стоки. Со временем это может привести, например, к разрушению ближайшего к дороге школьного строения в результате накопления в грунте избыточной влаги. Дай Бог, чтобы обошлось без жертв. Тем более, детей.
В завершение репортажа с ремонтной «передовой» отметим пренебрежительное отношение самих жителей окрестных домов к человеческому труду. Не успели работники засыпать отремонтированный участок трубы и сровнять землю над ним для последующей укладки асфальта, как владельцы близлежащих гаражей загадили этот аккуратный участок мусором. Убирать его придется подрядной организации, сотрудники которой – не прислуга, а профессионалы своего дела. Поэтому хочется обратиться к уполномоченным службам с просьбой установить виновников подобного свинства и применить к ним допустимые меры вразумления.