Оплата за пользование лифтом может взиматься с жителей первых этажей
Согласно министерскому разъяснению, механизм формирования тарифов на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий определен Порядком, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 20.05.2009 г. № 529. К типовому перечню услуг, согласно данному документу, относятся техническое обслуживание лифтов и систем диспетчеризации, энергоснабжение лифтов.
В свою очередь, Законом Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» предусмотрено, что собственники приватизированного жилья в многоквартирных домах являются совладельцами всех вспомогательных помещений дома и его технического оборудования, а потому должны принимать участие в общих расходах, связанных с содержанием дома и придомовой территории в соответствии с долей в имуществе дома. Единицей расчета такой доли является 1 квадратный метр общей площади жилья.
Таким образом, жители платят не за пользование лифтом, а участвуют в покрытии расходов на содержание лифтов. Покрытие расходов на содержание лифтов – это средства, которые платят жильцы дома, оборудованного лифтами, на их техническое обслуживание, эксплуатацию и оплату потребляемой ими электроэнергии. Такая же схема оплаты установлена в отношении всех строительных и инженерных конструкций и систем здания (система дымоудаления и пожаротушения, мусоропровод, лестничные клетки, кровля и т.д.).
Нецелесообразно связывать услуги по техническому обслуживанию лифтов с количеством проживающих в доме людей. Количество проживающих в квартирах постоянно меняется, не всегда оно соответствует количеству зарегистрированных и наоборот. В то же время квадратный метр является постоянной величиной и позволяет равномерно распределить расходы обслуживающего предприятия. При этом пунктом 11 упомянутого Порядка предусмотрена формула, по которой определяются расходы по техническому обслуживанию лифтов. В частности установлено, что указанные расходы исчисляются в зависимости от стоимости обслуживания (без электроэнергии) одного лифта в расчете на месяц, количества лифтов в жилом доме, а также суммарной общей площади квартир и нежилых помещений. Учитывая вышеизложенное, действующий подход к определению платы за услуги по техническому обслуживанию лифтов является обоснованным и соответствующим действующему законодательству.