На Хортице прошел ежегодный Ленд-арт-фестиваль
Череда семейных пикников, волейбольная сетка, выгоревшее разноцветье палаток. Группы скалолазов в амуниции. Рыболовы-любители. Два дерева с натянутыми между ними лентами скотча. Дребезжа на ветру, они создают впечатление экрана с транслируемым на нем белым шумом. Так в привычные декорации турпляжа, или в народе «Багдада», внедряется современное ландшафтное искусство.
В воде стоит каркас старой кровати. Это, так называемый, ready-made или обыденный предмет, превращенный художником в объект искусства. А вот участник из города Сумы, Антон Саенко, решил создать экспонат с нуля – «достроить» из гипса отколовшуюся верхушку скалы. Это, по замыслу автора, символизирует внедрение человека в природу.
Ленд-арт – это форма взаимодействия художника с природой, в процессе которого стихии становятся соавторами произведения. В определенном смысле, это – искусство момента. «Живые» скульптуры не будут пылиться в музеях. Спустя несколько дней о них напомнят лишь фотографии.
В этом году 50 художников и скульпторов со всей Украины приехали в Запорожье за неделю до презентации арт-объектов, чтобы как следует подготовиться и удивить ценителей современного искусства масштабными инсталляциями. Некоторые ландшафтные композиции достигали 5 метров в высоту.
Среди участников – скульптор Сергей Якунин, стоявший у истоков ленд-арта в Украине. Это направление на просторах нашей страны начало зарождаться еще 30 лет назад.
– Мы не старались копировать модные западные тенденции. В какой-то момент у меня просто закончилась глина для лепки. Я стал плести из лозы. Потом мы с коллегами решили поэкспериментировать с водой, снегом и льдом. И только позже узнали, что все это называется ленд-артом, – вспоминает автор.
Композиция запорожца Игоря Наседкина напоминает пентаграмму с расположенными внутри фигурками улыбающихся котов. На самом деле, это – роза ветров. В понимании автора, представители семейства кошачьих символизируют свободу. Поэтому он посвятил инсталляцию вольным художникам.
Почувствовать творческую свободу разрешили и всем желающим. Любой запорожец мог создать собственный объект. Так появились большая рогатка и самодельные оптические приборы для созерцания Днепра «глазами рыбы».
Практикующие хатха-йогу создали свое арт-пространство. Двенадцать человек в белом продемонстрировали асаны из комплекса «Сурья-намаскар», или приветствие солнцу.
Шестой фестиваль «Хортица» синтезировал визуальное искусство с аудио-перформансом. Впервые музыканты играли не для слушателей, а для самой природы, расположившись так, чтобы звук уходил к воде. Авторы проекта ставили перед собой и образовательную цель. Уже к концу вечера от случайных посетителей ленд-арт-фестиваля слышалось: «Гляди, какая инсталляция!».