Единый обслуживающий центр – для запорожцев или за счет запорожцев?
Я не работал в жилищном хозяйстве и не могу судить о необходимости создания подобной структуры в системе ПРЭЖО. А что касается «Водоканала» и концерна «Городские тепловые сети», то это приведет лишь к дублированию функций соответствующих служб предприятий и в конечном результате к дополнительным расходам за счет горожан.
Такой печальный опыт уже есть при создании предыдущей властью так называемого бюджетирования в коммунальных предприятиях без учета мнений специалистов и под нажимом власти. В результате чего как «Водоканал», так и «Теплосеть» понесли и несут дополнительные расходы за счет жителей города Запорожья.
Очень коротко попробую обосновать свое глубокое убеждение против предлагаемых функций так называемого «центра» и его филиалов.
Уже сегодня у «Водоканала» в каждом районе есть круглосуточные диспетчерско-аварийные службы, центральная диспетчерская служба. Принятие заявок и информация от и для жителей города оператором предложенного «центра» – сильно упрощенное понятие при круглосуточном функционировании ответственной и сложной системы водоснабжения и водоотведения города. Это не труба и кран, и это не так просто, как представляют себе создатели «центра».
Информация в диспетчерские службы от жителей предприятий и организаций, местных органов власти поступает о нарушениях в водоснабжении и водоотведении, нарушениях в качестве питьевой воды, повреждениях на сетях, водоводах и коллекторах. Диспетчер-специалист сразу же от заявителя уточняет, при возможности, о характере повреждения и его последствиях, что часто требует принятия срочных и неотложных мер. Это не сможет сделать самый опытный оператор предлагаемого «центра», а лишнее звено приведет только к затягиванию процесса принятия решения и устранения аварийной ситуации.
Что касается абонентской службы. Потребителями услуг «Водоканала» являются не только квартиросъемщики, с которыми проблем нет. Круглосуточно в автоматическом режиме принимаются и обрабатываются показания счетчиков. Проблема в другом – снятие, госповерку, ремонт и установку водомеров в соответствии с «Законом о метрологии» не должен делать квартиросъемщик. Кто должен это делать и за какие средства, уже давно следовало решить городской власти.
В мировой практике существует принцип «Весы – проблема продавца». Кроме квартиросъемщиков, более 30% абонентов «Водоканала» – частный сектор, промпредприятия, частные предприятия торговли, рестораны и кафе, организации и учреждения г. Вольнянска, пгт Новониколаевки, поселки и села Запорожского, Вольнянского и Новониколаевского районов. Это экономика предприятия, и отдать ее в руки «центру», который контролирует денежные потоки за счет жителей города и других потребителей и ни за что не отвечает, это только лишь ухудшение финансового состояния предприятия, что в конечном итоге приведет к росту тарифов.
Я единственное в чем могу согласиться с автором статьи, что, к сожалению, есть недостатки в работе как «Водоканала», так и «Теплосети», а также в том, что необходимо реформировать ЖКХ города. Создание «центра» – это не реформа, а только лишь частичная оптимизация работы ПРЭЖО.
Есть реальная возможность снизить тарифы на питьевую воду и услуги водоотведения, увеличивая объемы реализации в метрах кубических и не увеличивая расходы.
Сооружения «Водоканала» загружены на 50-70%. Есть потенциальные потребители, и с ними необходимо работать. Есть и другие возможности для эффективной работы коммунальных предприятий, в чем могут содействовать депутаты. Но это отдельная тема.
Заслуженный работник сферы услуг Украины Петр СПАСЮК