Аварии при участии маршруток в Запорожье — из-за дорогого ввоза автобусов из-за рубежа
Как сделать так, чтобы человек за рулем микроавтобуса перестал думать, что он виртуозный водитель, обладающий к тому же неуязвимостью и беспредельной властью на своем рабочем месте.
Похоже, это невозможно по нескольким причинам. Первая – пресловутый менталитет как самих маршрутчиков, слегка обалдевших от безнаказанности и необходимости принести работодателю «в клювике» ежедневный транш, так и пассажиров, покорно молчащих, пока их везут на убой. Вторая – инертность местной власти и правоохранительных органов, которые начинают раздавать обещания и «чесаться» только когда «грянет» гром. А он гремит с завидным постоянством. Последующая реакция тоже бывает показательно громкой, но со временем, как водится, затихает.
После очередного ДТП с участием маршрутки (увы, от этой словесной конструкции никуда не деться) руководство областного управления ГАИ организовало тематическую пресс-конференцию, где звучали заявления о возможных инициативах Госавтоинспекции для наведения порядка в сфере пассажироперевозок. Впрочем, говорили не только об этом, но и о ситуации на дорогах области вообще и причинах, по которым в микроавтобусах так калечатся люди.
Сверху вниз
Статистику если не любят, то уж точно уважают все. Возможно, поэтому именно с нее и начал начальник облуправления ГАИ Виталий Горьковой. По его словам, рост аварийности, тем более в летний период, очень беспокоит и региональные представительства МВД, и его руководство. Хотя наша область в этом плане, судя по всему, не на самом плохом счету.
«За полугодие на территории Запорожской области произошло 2 803 происшествия, что несколько ниже, чем в прошлом году, когда было 2 984. Вместе с тем ДТП, в которых пострадали участники движения, – зарегистрировано 512. Это выше, чем в прошлом году, когда было 471 происшествие, и пострадали в этих происшествиях 657 человек. Это на 16 % больше, чем в прошлом году», – заявил главный гаишник.
Вместе с тем, ситуация по погибшим (что очень важно) в этом году более позитивна: за полгода 2012-го с жизнями на дороге простилось 106 человек, а в нынешнем – 67. По мнению инспекторов, положительная динамика стала возможной во многом благодаря профилактической работе, в том числе и в СМИ.
К слову, от Виталия Горькового запорожские журналисты получили небольшой урок – как правильно преподносить новости зрителям и читателям. Мол, ну зачем вот эти вот ваши эпитеты в заголовках наподобие «кровавое ДТП»? Понятно, что они привлекают внимание, но, как говорится, зачем же? Да и информацию лучше выдавать официальную от руководства Госавтоинспекции, а не от каких-то там очевидцев произошедшего. В общем, момент взаимовыгодного сотрудничества прессы и правоохранителей – налицо. Дружеский совет – никаких «окровавленных салонов маршрутки», только «произошло ДТП с микроавтобусом», чтобы народ зазря не тревожить.
Быстрый ездец
Тем временем, маршрутки продолжают биться с завидным постоянством и рискуют в скором времени перейти в разряд самого опасного вида транспорта наряду со спортивными мотоциклами. Вспомнил Виталий Горьковой случай трехнедельной давности на проспекте Ленина (а главная улица Запорожья продолжает оставаться местом концентрации ДТП – из 18 аварий с маршрутками восемь случилось именно там), когда на пересечении с улицей Панфиловцев один микроавтобус притормозил, пропуская пешехода, а второй на скорости влетел в задний бампер «коллеги». Тогда пострадало около 20 человек. Но самый красноречивым является тот факт, что, по словам Горькового, оба эти водителя перед столкновением провели за рулем по 14 часов каждый. О какой концентрации внимания может идти речь? Не зря одна из травмированных пассажирок после ДТП рассказала, что товарищ за рулем вел себя несколько неадекватно и явно был заторможенным. И эта проблема, говорит руководитель ГАИ, системная.
Все тот же человеческий фактор сыграл свою злую шутку в понедельник днем с водителем 81-го маршрута Андреем Смитюхом, сотрудником предприятия «Альянс-Авто», который, по заверению очевидцев автокатастрофы, несся по дамбе «как на самолете». Итог – раскуроченный микроавтобус, 20 пострадавших (трое из них, в том числе сотрудник правоохранительных органов – в реанимации) и одна погибшая – 61-летняя женщина скончалась от полученных травм в больнице. Вердикт ГАИ – водитель «отвлекся от управления».
Отучение от отвлечения
«Не выбрал безопасную скорость движения» и «отвлекся от управления транспортным средством» – наиболее расхожие формулировки, снова-таки по статистике, для определения причин ДТП. В ГАИ признают, что в отношении маршруток с этим нужно срочно что-то делать. Посему правоохранители, говорит Виталий Горьковой, возможно, выступят с несколькими инициативами: привлечь к контролю сферы пассажироперевозок общественные организации, поставить на пассажирские микроавтобусы ограничители скорости (например, до 70 км/ч) и оснастить салоны средствами видеофиксации.
«Кроме того, должны завершить работу, которая была начата по инициативе запорожских городских властей по установке двусторонних видеорегистраторов в автобусах. Сейчас в ряде предприятий такие регистраторы устанавливаются. Найдено понимание организаторами перевозок», – заявил Горьковой. А двусторонние для того, чтобы после ДТП можно было узреть – отвлекался ли водитель от управления для, скажем, передачи пассажиру сдачи. Кстати, в этом направлении облГАИ предлагает перенять опыт других городов и внедрить практику оплаты за проезд пассажирами при выходе их из маршрутки. Правда, как это будет выглядеть и не усугубит ли ситуацию – большой вопрос. Как, собственно, и «пунктик» относительно так называемых «стоячих мест». Инспектора говорят, что оные имеются в специально оборудованных для этого бусах (например, «Богданах»), а в микроавтобусах такое явление весьма условное. Здесь, заверяют гаишники, право свободного выбора каждого гражданина: не хочешь быть потенциальной жертвой ДТП (стоящие пассажиры во время аварии травмируются сильнее) – не лезь в переполненную маршрутку. Такой простой принцип безопасности от Госавтоинспекции.
Сделай сам
Сегодня 85 % пассажирских маршруток, говорит Виталий Горьковой, это переделки из грузовых, и с этим на местном уровне ничего не поделаешь. Дескать, такой вопрос должен решаться славными украинскими законодателями. Вместе с тем, как заверяет руководство ГАИ, все эти автобусы перед получением допуска к эксплуатации проходят всевозможные сертификационные проверки на соответствие нормам. Хотя, наверное, покалеченным пассажирам, которых после ДТП попридавливало оторвавшимися сидениями, от этого не легче.
«Сегодня перевозки организуются предпринимателями, которые еще не готовы, наверное, вкладывать серьезные средства в обновление парка. Это же затратная часть большая. То есть сразу заменить эти автобусы невозможно. Надо менять условия конкурса, – заявил Виталий Горьковой. – По своей сути это не является пассажирским автобусом. А причина – потому что пассажирский автобус при ввозе из-за рубежа стоит гораздо дороже».
Во сколько же сегодня ценится жизнь простого украинца, причем не только как пассажира маршрутки, знает каждый. Продолжение, видимо, следует…