Николай Лозовой: «Авиации Украины быть!»
С 19 по 25 июня в Париже прошел традиционный авиасалон Ле Бурже, на котором побывали и запорожцы.
Среди них – основатель и главный редактор специализирующегося на авиационной тематике ресурса «Avia Prime» Николай Лозовой, который рассказал «Правде» об увиденном во Франции.
— Какими ветрами вас занесло на авиасалон в Ле Бурже?
— Paris Air Show Le Bourget 2017 – это международная специализированная выставка, посвященная авиационной и космической промышленности. Начиная с 1909 года, выставка проходит регулярно с периодичностью раз в два года. На сегодняшний день парижский авиасалон Ле Бурже является одним из наиболее престижных и крупнейших проводимых мероприятий в мире в данной отрасли. Каждые два года на авиасалоне представляют свою продукцию и новые разработки ведущие мировые корпорации, работающие в области самолето- и двигателестроения, космической и оборонной техники, производители аэропортового оборудования.
Для создания качественного информационного ресурса на авиационную тематику Украины посетить Ле Бурже было, прежде всего, необходимостью. Провести сбор информации о перспективных разработках и понять, какие акценты и приоритеты будут расставлены в дальнейшем в развитии авиационной промышленности. Выставку я посетил в статусе частного лица, но приятно удивило, что каждый участник выставки мог предоставить полную информацию о своем изделии и технологии производства, невзирая на статус частного или VIP-представителя юридического лица.
— Что из увиденного вызвало наибольший интерес?
— Самым интересным для меня был флагманский широкофюзеляжный пассажирский самолет Boeing 787-10. Это самый крупный представитель семейства Boeing 787. Пассажировместимость — 330 человек, длина авиалайнера составляет 68,27 м. Проектная дальность полета — примерно 12 тыс. км. Высочайший уровень комфорта для авиапассажиров и увеличенная дальность полета — вот главные отличительные черты 787-10. Первые поставки запланированы на 2018 год. А пока в рамках авиашоу зрители получили возможность насладиться демонстрационным полетом нового Dreamliner-а.
Небезынтересная новинка от Boeing — авиалайнер 737 MAX 9. Это еще один представитель семейства, которое должно сменить Boeing 737 Next Generation.
Главный конкурент Boeing — компания Airbus — тоже нашла, чем удивить публику. Европейцы показали огромный авиалайнер A380plus, получивший усовершенствованное крыло, улучшающее аэродинамику. Расход топлива уменьшен на 4%. В целом, себестоимость одного места в A380plus ниже на 13% в сравнении с базовой версией.
Ле Бурже дал один балл в пользу компании Boeing, которая заключила больше сделок, чем Airbus. На авиасалоне Boeing Inc получила заказы на сумму 75 млрд долларов, в то время как Airbus Group SE — на 40 млрд.
— Были показаны в Ле Бурже боевые машины?
— На авиасалоне были военные новинки. Самым интересным событием из мира боевой авиации стал демонстрационный полет американского истребителя пятого поколения F-35A. Подтвердились высокие маневренные возможности машины. Самолет с легкостью выполнил «квадратную петлю» — фигуру высшего пилотажа. Полет выполнялся с полным запасом внутреннего топлива — примерно 8150 кг. Маневренность в бою, когда топлива будет еще меньше, окажется даже выше показанной.
— Какие-то новые направления и тренды авиастроения прослеживаются из представленного в нынешнем году на авиасалоне?
— Посетители выставки увидели интересный концепт персонального самолета AirQuadOne. Это летательный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой, по форме напоминающий ховербайк и рассчитанный на одного пилота. Аппарат имеет четыре турбовентиляторных двигателя и может находиться в небе до 30 минут. Как я понял, создание легких и экологически чистых летательных аппаратов, рассчитанных на несколько человек, станет одним из трендов ближайших лет.
— Что представила на авиасалоне Украина?
— Украинские СМИ сделали сенсацию из представленного на авиасалоне нового транспортного самолета Ан-132Д. Демонстрационный полет прошел успешно, но, по сути, Ан-132Д — это прототип самолета Ан-132. Речь идет о модификации советского «транспортника» Ан-32. Стоит отметить, что вместо двигателей отечественного производителя установлены двигатели американского производства компании «Pratt&Whitney». Новая машина может найти свое место на рынке, но на практике, в условиях недофинансирования украинского авиастроения, сделать это будет очень сложно.
— Ваше мнение о перспективах развития украинского авиапрома. Есть ли они вообще?
— Украина — одна из девяти стран мира, которые имеют собственное производство самолетов полного цикла. Авиационная отрасль относится к стратегически важным секторам экономики страны. На сегодня состояние отрасли характеризуется наличием системных проблем, связанных с адаптацией к рыночным условиям ведения хозяйства, жесткой конкуренцией на мировом рынке на фоне низкого спроса на внутреннем. Считаю огромной проблемой авиастроения Украины устаревшую оснастку и технологию производства.
Панацеей для авиастроения Украины может быть только глубокая интеграция со странами, изготавливающими и разрабатывающими комплектующие и системы для летательных аппаратов. Интеграция, начиная с совместных разработок КБ, производства комплектующих и заканчивая совместным станкостроением. Чем больше стран-партнеров, тем больше заказов на авиатехнику. Возрастает количество заинтересованных в покупке ЛА, в которых установлены их же комплектующие. Авиации Украины быть!