Николай Евдокименко: «Сейчас бизнес выживает вопреки всему»
Только в текущем году ЗАЗ планирует произвести порядка 20 тысяч ЗАЗ Vida. Ожидается, что презентацию автоновинки, намеченную на середину февраля, посетит руководство государства. «Правде» удалось побывать на предприятии буквально за несколько дней до начала производства новой модели и взять интервью у председателя правления ПАО «ЗАЗ» Николая Евдокименко.
– Николай Михайлович, каким был для предприятия прошедший год?
– Скажу коротко – несмотря на все еще ощутимые последствия кризиса, 2011 год мы закончили с прибылью.
– Какие основные задачи стоят перед предприятием в 2012 году?
– Наша основная задача – производство автомобиля Vida. По сути, ЗАЗ Vida – это нынешнее поколение Chevrolet Aveo. В Запорожье будет происходить штамповка, сварка, окраска кузова, сборка, производство комплектующих. Vida будет производиться в кузовах седан и хэтчбэк, с автоматической коробкой переключения передач и тремя типами двигателей: мелитопольскими силовыми агрегатами объемом 1,3 и 1,5 литра, а также 1,5-литровым мотором GM.
Что касается другой продукции ЗАЗа, то в 2012 году продолжится локализация производства компонентов автомобиля Forza – мы будем увеличивать существующий 51% украинской стоимости. Несколько новых опций уже внедрены и в авто Lanos – с конца 2011-го он выпускается с японской автоматической коробкой передач и двигателем производства General Motors объемом 1,4 литра. Также машина получит новые цветофактурные решения, новую решетку радиатора, зеркала и ряд других изменений для улучшения потребительских качеств.
Всего в этом году планируем произвести около 78 тысяч автомобилей.
Напомню, что на Lanos предоставляется гарантия сроком на два года или 100 тысяч километров пробега, на автомобили Forza и Aveo – три года. Также мы гарантируем, что в течение шести лет у произведенных на Запорожском автозаводе машин не будет проблем с коррозией кузова.
– Куда, помимо украинского рынка, поставляется продукция ПАО «ЗАЗ»?
– Экспортные поставки осуществляем в Россию, Казахстан, Грузию, Армению, Азербайджан, Молдову, Беларусь, Египет, Хорватию, Македонию.
– Еще одно из основных направлений в деятельности ЗАЗа – производство автобусов. Есть ли новшества в этой области?
– В этом году мы продолжим на базе нашего Ильичевского автозавода производство автобусов А-07. Кстати, освоено две новые модификации данной модели – автобус «Школьный» на 33 и 27 мест, осуществляются их поставки в Молдову.
Начато производство автобуса А-10. Он будет производиться в трех модификациях: «Город», «Пригород» и «Турист». Это выгодно с точки зрения логистики, потому что многие запчасти и элементную базу мы приобретаем за границей, а Ильичевск – морской порт, и там находится наш таможенно-лицензионный комплекс.
Также в этом году в Ильичевске будет освоено производство автобуса А-08. Начало продаж модели запланировано на декабрь 2012 года.
– Помимо Ильичевского автозавода, в состав ЗАЗа входит также Мелитопольский моторный завод…
– У нас большие планы на это предприятие. Со временем мы планируем перенести в Мелитополь все автобусное производство – для этого будет создана технология сварки, окраски и сборки. Это связано с тем, что, во-первых, мы нуждаемся в увеличении производственных мощностей. Во-вторых, трудовые ресурсы курортного города не очень подходят для серьезной работы на автомобилестроительном предприятии. В Ильичевске же мы планируем сосредоточить таможенную и лицензионную деятельность.
– Сколько человек сегодня работает на Запорожском автозаводе?
– На данный момент штат предприятия составляет 7200 человек. В прошлом году мы создали 400 новых рабочих мест. В этом планируем взять на работу еще столько же людей. Зарплата зависит от квалификации и степени ответственности сотрудников. Средняя заработная плата на сегодня составляет 3800 гривен. При этом оплата у нас сдельная и зависит от количества выпущенной продукции.
В целом же я считаю, что в хороших условиях работник не может создать плохой продукт. Именно поэтому на ЗАЗе предъявляют особые требования к персоналу. В частности, у нас есть свой учебный центр, через который проходит каждый новый сотрудник завода.
– Автоматизация производства и внедрение современного оборудования не повлекут за собой сокращения персонала?
– С одной стороны, технологии вытесняют неквалифицированный труд. Но мы не забываем, что любая, даже самая современная, техника нуждается в обслуживающем персонале – программистах, электриках, наладчиках. А это тоже рабочие места.
– На чем строится инвестиционная политика предприятия?
– Возврат инвестиций должен происходить в течение трех лет. Это главное. Если мы видим реальную экономию, которая окупится не более чем за три года, мы вкладываем средства. Например, для перехода с ручной штамповки на автоматическую мы закупили оборудование стоимостью 25 миллионов евро. И считаем это выгодным вложением денег.
– Еще одна важная составляющая успешной работы любого крупного бизнеса – это взаимодействие с властью. Как налажен этот процесс на ЗАЗе?
– Сегодня бизнес в Украине выживает не благодаря, а вопреки. Очень модно говорить о том, как потратить расходную часть бюджета. Но мало кто задумывается, а как формируется доходная часть украинской казны? А ведь значительную ее часть наполняют предприятия масштаба ЗАЗа. В разные периоды по-разному, но в год мы платим от 1 миллиарда налогов и сборов. В 2008-м уплаченные нами налоги вообще превысили сумму в 2,2 миллиарда гривен. Эти цифры говорят о том, что мы имеем право рассчитывать на поддержку правительства. Как это происходит, например, с российским автопромом.
Расскажу лишь о некоторых проблемах, которые нуждаются в срочном решении.
Во многих странах подготовка персонала, инвестиционная деятельность, разработка новых видов продукции отнесены к затратам. В Украине же необходимо вначале заплатить 23% налога на прибыль, и только после этого можно инвестировать.
Есть технологии, которые не производятся в нашей стране. Например, мы покупали за границей линию порошковой окраски, сварочную линию, многое другое оборудование. Платили и ввозную пошлину, и НДС. Почему не освободить бизнес от ввозной пошлины при импорте новых технологий, которые, подчеркиваю, не производятся в Украине? Ведь это позволит привлечь инвесторов, которые захотят перевезти свои технологии из дорогих стран Евросоюза в менее дорогую Украину. Как результат – государство получит новые субъекты хозяйственной деятельности.
Еще пример – нагрузка на фонд оплаты труда. Для того чтобы заплатить работнику тысячу гривен, я должен как работодатель отчислить 39% от этой суммы в местный бюджет в виде налога на фонд оплаты труда. Плюс сам работник заплатит 13% подоходного налога. В Польше размер этого налога не превышает 19%, в России – 20. При прочих равных условиях мы уже неконкурентоспособны.
В прошлом году мы произвели более 60 тысяч автомобилей. В 2012-м эта цифра вырастет до 78 тысяч. Рост объема производства налицо. Но для обеспечения этого роста нам необходимы финансовые ресурсы. Значит, мы будем кредитоваться. Хорошо, что у ЗАЗа 50% продукции идет на
экспорт. Это позволяет привлечь валютные кредиты под 10% годовых. А если компания работает только на внутреннем рынке, то она может брать лишь гривневые кредиты со ставкой от 16 до 20%. Это огромная нагрузка на себестоимость. В Еврозоне проценты по кредитам – между 5 и 6. В России рублевый кредит можно взять под 9,5% годовых.
А налогообложение? Почему бизнес в Финляндии, Дании, Бельгии, Сингапуре платит всего 5 налогов, тратя на это минимум времени, а мы вынуждены платить 135 налогов и сборов?
И это далеко не полный перечень проблем, с которыми сталкивается украин-ский бизнес сегодня. При Администрации Президента существует комитет экономических реформ Украины, возглавляемый Ириной Акимовой. В каждой области создан региональный комитет реформ. Я – один из его участников в Запорожской области. Через него мы предложили правительству абсолютно реальные механизмы поддержки бизнеса – подготовили ряд проектов законов и постановлений, которые осталось только принять. И я надеюсь, что в 2012 году наши парламентарии и Кабинет министров все-таки займутся проблемами бизнеса. Ведь у Европы необходимо перенимать не только демократические ценности, но и модели взаимодействия с бизнесом.