На уровне Киева вопросы ЖКХ решаются проще, чем в Запорожье (онлайн-конференция)

– Уже на протяжении 14 лет Вы лично и возглавляемая Вами общественная организация «Виктория» активно отстаиваете интересы простых запорожцев на всех уровнях. Сложно дается борьба с бюрократией?
– Знаете, если брать на уровне Киева – там значительно легче, а вот в городе сложно, и очень сложно в последние два года.

 

Сергей: Людмила Михайловна, Верховной Радой принят Закон №8391 «О внесении изменений в Закон «О ЖКУ». Что изменится для ЖСК и ОСМД после подписания его Президентом? В чем отличие от заветированного закона №8474?
– Первое отличие в том, что Закон №8474 вносил изменения в ряд законодательных актов, которые облегчили бы жизнь объединениям совладельцев. Закон №8391 вносит изменения в Закон «Про житлово-комунальні послуги». Цель его – ввести понятия «управитель», «управляющие компании». Что получат ОСМД и ЖСК? Если его Президент не заветирует, он будет касаться всех жителей вне зависимости от того, где они проживают. Особенно он коснется домов имени «коммунальной собственности». Там заложена такая норма: если в течение шести месяцев после принятия этого закона жители не определятся с исполнителем услуги, то его им назначит орган местного самоуправления. И смогут ли эти люди в этих рамках влиять на что-либо – это еще вопрос. Но то, что в платежках добавляется, помимо тех услуг, которые уже есть, услуга управителя – это 100%. Вводится понятие «управитель», но не вводится методика его избрания. Норма отказа от «управителя» отсутствует.
Как будет в отношении ЖСК и ОСМД, смогут ли их заставить выбрать управителя, или они смогут заниматься самообеспечением как сейчас, очень сложно сказать.
На сегодняшний день ОСМД сами принимают решения. Будут ли они самостоятельно содержать дом и придомовую территорию или наймут какую-либо компанию, которая будет этим заниматься? ОСМД до принятия этого закона не являлось прибыльной организацией, а при введение услуги «управления» и назначения ОСМД «управителем», мы уже оказываем услуги, а это значит, что получаем прибыль, что в свою очередь логично ведет к тому, что ОСМД становится плательщиком НДС, а это автоматически приводит к удорожанию услуг.
Нам бы, конечно, хотелось, чтобы прислушались к общественности, и вот именно вопрос по законопроекту №8391 мы будем обсуждать 5 июля на заседании Нацсовета в Киеве.

Светлана: С одной стороны, все говорят, что ОСМД – просто наше спасение, с другой – их открывается не так уж и много. В чем подвох? Почему не хотят вступать и создавать ОСМД?
– ОСМД и подвох – это разные полюса. Дело в том, что у нас в городе сейчас пропагандируется на всех уровнях власти вопрос создания органов самоорганизации населения, так называемые «домовые комитеты». Домовые комитеты на сегодняшний день – это по-простому структура того же горисполкома. Они их создают – они их финансируют. Эти комитеты могут только контролировать, а на законном уровне принимать решения по управлению домом не могут. Это может делать только ОСМД.
Я скажу, что никакой темной стороны нет и никакого страха. Просто обычные граждане мало знакомы с тем, что такое объединение совладельцев. Нет пропаганды. Людям надо давать информацию, разъяснять, читать, а люди разберутся, что лучше.
– Имелась ввиду позиция запорожцев. Во Львове, например, уже более 500 ОСМД. А это та же в Украина…
– У нас их 86, и на подходе, как было две недели назад заявлено на Региональной раде, еще 22. Но если взять и проанализировать эти 86, то там часть домов – из бывших жилищно-строительных кооперативов, которые и так могут управлять и занимаются самообеспечением дома. Это и дома, которые построены за счет инвесторов, физических лиц, куда люди, которые достойно хотят жить, вкладывали деньги. И это те, которых мы у себя в «Виктории» называем «бумажными», – которые создали ОСМД для того, чтобы получить деньги, но не занимаются домом. При этом ПРЭЖО не заставило привести в соответствия их взаимоотношения. И они везде, где только можно, теперь кричат, что нас обворовывают ЖЭКи, нам не помогают, нам ничего не делают. Для того чтобы говорить, что ничего не делают, надо для начала заключить хотя бы договор. То есть полностью отсутствует самоорганизация.

Зам председателя Национального совета при Кабинете Министров Украины по вопросам создания и функционирования ОСМД  Чижик Катерина Викторовна: Вы представляете интересы ОСМД и ЖСК Запорожской области в Национальном совете при Кабинете Министров Украины по ОСМД. Благодарю за активную позицию и решение многих вопросов для ОСМД и ЖСК не только Запорожья, но и всей Украины. При всех ОГА должны были быть созданы региональные советы по вопросам ОСМД. Создан ли такой Совет при Запорожской ОГА? И назначены ли Вы замом от общественности в этом Совете как член Национального совета?
– Я благодарна Екатерине Викторовне за такие теплые слова. Я для себя хотела узнать, действительно ли у нас создан региональный совет по вопросам деятельности ОСМД. Оказывается, 11 апреля распоряжением главы облгосадминистрации создана такая рада. Кто ее возглавил, я не знаю. Положений я не читала. И на сегодняшний день я – не зам председателя региональной рады. Кроме того, в региональном совете от общественности не представлены представители регионов области, кроме городов Бердянск, Запорожье и Мелитополь.

Людмила: Нормативно-правовая база в сфере оформления придомовых территорий ЖСК-ОСМД противоречива. В Земельном кодексе (ст.41, 42, 89, 90): земельные участки ЖСК передаются бесплатно в собственность ЖСК; в Законе «Про ОСМД» – аналогично. В 60-е годы земельные участки, включая придомовую территорию, всех многоквартирных домов отводились под строительство жилых домов ЖСК, но на практике оформить придомовую территорию в собственность безоплатно невозможно. Ветированный Президентом Закон №8474 также неадекватно решает земельный вопрос придомовых территорий ЖСК-ОСМД. Когда в Украине будет решен вопрос по упрощенной процедуре оформления придомовых территорий ЖСК-ОСМД в собственность?
– По Украине достаточно сложно сказать, потому что, как вы заметили, законопроект №8474 ветировали. Что касается города Запорожье, в настоящее время мы с коллегами из других городов – Днепропетровск, Херсон, Киев и Вознесенск – в рамках программы при поддержке Международного фонда «Возрождение» пытаемся предложить упрощенный механизм оформления земельных участков.
По Запорожью у нас были встречи с замом городского головы Гладченко Сергеем Михайловичем по оформлению земельных участков домами ЖСК и ОСМД. Если по домам ЖСК процедура отработана полностью, то в отношении ОСМД – очень сложно. Потому что сразу всплывает вопрос о собственности дома. И так как ОСМД не является собственником дома, то не могут решить вопрос. У нас есть несколько домов ЖСК, которые оформлены в собственность, и оформлено право пользования на земли под домом и вокруг дома. ОСМД оформляют только аренду.
Но что такое упрощение? Это минимизация затрат по оформлению. Минимизировать можно, только проанализировав, что же лишнего требуют – либо документ, либо какую-то бумагу, которая уже есть изначально у этого дома. Поэтому мы провели анкетирование членов «Виктории», и сейчас – в процессе анализа. И для себя уже видим картину, кто хочет оформить, кто пытался и его возвратили, кто уже оформил и с какими трудностями люди столкнулись, сколько это стоит. На сегодняшний день у нас есть дом, который уже оформил землю и потратил 12 тысяч гривен. Я считаю, что сегодня это очень большая сумма. При этом надо заметить, что те дома, которые оформили, на законных основаниях платят налог на землю, как положено, а все остальные ЖСК и ОСМД города (это более 400), не имея документа, подтверждающего собственность или пользование земельного участка, оплачивают налог на то, чем они не владеют. Причем, в нарушение действующего законодательства.
– И что им делать?
– Заплатив один раз, ты обязан платить и дальше. Мы пытались этот вопрос утрясти с налоговой, но… Думаем, что подведя итоги того, что мы делаем, в декабре (сейчас мы планируем встретиться с властью, провести «круглый стол» по этим вопросам) сделать пилотными несколько домов с разными условиями: где три дома расположены компактно, где дом, как в Хортицком или Шевченковском районе, которым выделили только землю и сказали, что вот тут будем строить, а конкретно под дом не выделяли земельный участок. Мы хотим попробовать, какие трудности будут. И возможно тогда мы сможем за почти два года встретиться с властью и решить хотя бы этот вопрос.

Валерий: На наше ЖСК из госбюджета выделены деньги на капитальный ремонт, но сопутствующие затраты (проект, смета, экспертиза) ложатся на плечи ЖСК, а это – немалые деньги. Когда будет разработан механизм использования бюджетных денег? Возможно ли сопутствующие затраты посчитать в общую сумму выделенных из бюджета денег, так как некоторые ЖСК не в состоянии оплатить их?
– Я эту проблему очень хорошо знаю. В начале этого года в райадминистрациях собрали кооперативные дома, которые писали заявки на ремонт и которые были включены в титульные списки, и им сказали, что в этом году вводится механизм, который был несколько лет назад, что ЖСК будут распорядителями бюджетных средств и заказчиками работ по капремонту дома и будут все контролировать. Кооперативы, окрыленные тем, что наконец-то смогут повлиять на работы и качество ремонта, начали искать подрядчиков, которые смогут сделать необходимые работы в рамках выделяемых средств, начали обследовать те объекты, которые необходимо отремонтировать, практически уже вынесли эти вопросы на утверждение своих собраний. И где-то в апреле в УКСе горис-полкома собрали опять же эти кооперативы и говорят, что механизм в этом году такой: УКС горисполкома будет распорядителем этих бюджетных денег и заказчиком работ, и мало того, оно будет навязывать своих подрядчиков. Кооперативы отстояли подрядчиков, с которыми они уже практически договорились. Но не тут-то было. Оказалось, как положено по действующему законодательству, сначала должны пройти проектные и экспертные работы по капремонту, за которые должны уплатить ЖСК (?!), которые в своих сметах не утвердили такие затраты на 2012 год. Людям об этом не сказали. Кроме того, для домов имени «коммунальной собственности» в бюджете города утверждена сумма проектных работ по капремонту жилого фонда, а домам ЖСК не утверждена.
Я позвонила по этому поводу директору департамента УЖКХ П.А. Соловьеву: как так, уже июнь, а работы не начинаются? Кооперативы не могут понести затраты, потому что они их не планировали, подрядчики не начинают, потому что нет проектных работ и нет экспертизы. Что делать? А суммы немаленькие – надо затратить от двух до пяти тысяч. Мне обещал директор департамента, что на ближайшую сессию в июле эти вопросы будут включены. Вопрос: что должны были делать до июля месяца, если все знают, что в октябре у нас предстоит другое мероприятие, и получат ли люди деньги на те работы, которые они запланировали? А работы серьезные. Если в Коммунарском районе одному дому выделили 60 тысяч на утепление дома, которому около 30 лет. Кроме того, эти деньги были выделены при софинансировании – собирали на эти работы и с людей.
Практика Запорожья порочная, власти делят людей по признаку проживания. Сначала ЖСК были не «наши», теперь уже и ОСМД (хотя Закону в прошлом году уже 10 лет исполнилось). И что с этим делать, я не знаю.
– А если не изменится ситуация, а деньги уже выделены. Что будет с деньгами?
– Я думаю, что кооперативы будут на собраниях решать, смогут ли они дособирать средства. Нужно включать в смету затраты, а это дополнительно ляжет на плечи жильцов. Я только уповаю к тому, что власть наконец-то повернется и к нашей организации, которая очень много сделала для города. Даже наши последние решения вопроса с НКРЭ по Облэнерго, когда ПРЭЖО города, даже не взяв ручку и не поставив точечку, получили решение проблемы, которую они годами не могли решить. Это разделенные договора на квартиры и на места общего пользования. При этом даже слов «спасибо» или «благодарю» мы не услышали. Зато мы знаем, что сделали это для кооперативов. А вот то, что касается капитального ремонта, я надеюсь, что этот вопрос будет услышан и будет наконец-то решен.

Нина: ВАТ «Запоріжжяобленерго» вже неодноразово звертається з вимогою про підготовку документів, необхідних для укладання договору на спільне використання електричних мереж, зокрема копію документа, яким визначено право власності чи користування на об’єкт. Наші будинки нам на баланс не передані. Яким чином ми повинні реагувати на дану вимогу?
– На сегодняшний день по отношению к ОСМД и ЖСК не урегулирован вопрос по заключению договоров на совместное использование электросетей на законодательном уровне. Потому как ни ЖСК, ни ОСМД не являются собственником дома. В декабре прошлого года на заседании совместно с НКРЭ мы получили результат в виде 215-го распоряжения – вопрос взаимоотношения и по совместному использованию внутренних сетей будем обсуждать в этом году. 5 июля опять же будет представитель НКРЭ, и мы опять будем возвращаться к этому вопросу.
Я думаю, заданный вопрос касается больше тех домов, где есть нежилые помещения. Вот в этом случае, да, действительно требуется документ. По ЖСК и ОСМД этот вопрос не решен. Перезвоните или зайдите к нам в «Викторию», чтобы мы могли посмотреть, что мы можем урегулировать в рамках рабочей группы, которая есть при Обл-энерго.

Нина: Податкова відмовляється приймати звіти без електронних підписів. Наскільки правомірні їхні дії?
– Электронная подпись будет требоваться только тогда, если ОСМД сдает отчет в электронном виде через Интернет. Но если отчет сдается в руки с электронной версией на флешке, то требования налоговой незаконны. Надо знать всю ситуацию. Подходите к нам, попробуем вместе с вами разобраться.

Наталья, ОСМД «Бородино»: 6 марта 2012 года в горисполкоме первый заместитель городского головы встречался с представителями ОСМД и ЖСК по вопросу заключения прямых договоров Водоканала с жильцами наших домов. Мы вместе с властью, Водоканалом с помощью представителей общественной организации «Виктория» также согласовали проект договора о сотрудничестве, а проект решения поручили отработать «Виктории» с Водоканалом. С того момента прошло 3,5 месяца. Хотелось бы узнать, кто тормозит решение этого вопроса.
– Это были не встречи, а настоящие шоу. На следующий день Водоканал уже поменял редакцию договора. И на сегодняшний день при про-игранных судах всех уровней юридическому лицу и физическому лицу Водоканал не заключает эти договора, не решает этот вопрос. Кто тормозит? Орган местного самоуправления в лице исполкома. Здесь должно быть политическое решение. Я об этом сказала на региональном совете Петру Адольфовичу (Гончаруку П.А., зам председателя Запорожской облгосадминистрации. – Ред.), что надо принять какое-то решение – так дальше невозможно. Жильцы ЖСК и ОСМД, которые являются громадой города, «гнобятся» своей же собственностью в лице Водоканала. При этом власть чего-то ждет. У меня на столе лежит письмо заместителя председателя Национальной комиссии по урегулированию коммунальных услуг, направленное городскому голове, что надо урегулировать эти вопросы и проблему решить. Есть предварительные заключения Антимонопольного комитета, который написал, что Водоканал не прав. И 10% от дохода за нарушения вынесено, но пока решение не принято. Вчера я получила письмо от Водоканала, что, оказывается, «Виктория» написала какое-то заявление вместе с ОСМД: так вы нам дайте это заявление, чтобы мы могли вам ответить. Обращение с 209 личными подписями на имя городского головы было направлено сразу после этого совещания. «Виктория» своим сопроводительным письмом переслала его.
Я могу сказать, что с января 2011 года по настоящее время мы не получили ни одного ответа на письма и обращения на имя городского головы.

Любовь Алексеевна: Почему городской голова Син А.Ч. не считает нужным ответить на обращение (в марте месяце) председателей ЖСК и ОСМД города Запорожье? Для него нет закона «Об обращении граждан»? Может быть, прокуратура города сможет нам ответить на эти вопросы?
– По праву этот вопрос нужно задать А.Ч. Сину как мэру города.

Oleg: Помогает ли власть реально – организационно, финансово – созданию ОСМД? или это очередные отчеты?
– Я – не власть, а представитель общественной организации, которая на протяжении 14 лет помогает ЖСК и ОСМД в их повседневной жизни.
Насколько мне известно, департамент УЖКХ города (раньше это было горжил-управление) совместно с представителями ПРЭЖО проводили совещания во дворах по созданию ОСМД. Специалисты отдела реформирования раздавали книжечки, сбрасывали в электронном виде материалы по созданию ОСМД.
В этом году предусмотрено в бюджете на капитальный ремонт домов для передачи на баланс созданным ОСМД  2312,5 тыс. грн. и на модернизацию, замену и капитальный ремонт лифтового хозяйства домов ОСМД по ул. Малиновского, 8а и Авраменко, 1 – 187,431 тыс. грн., на 2013 год планируется 2647,5 тыс. грн.

Валерия: В чем принципиальное отличие ОСМД от домовых комитетов?
– Домовой комитет – это орган самоорганизации населения (ОСН), созданный в соответствии с Законом Украины «Об органах самоорганизации населения».
Объединение сособственников многоквартирного дома (ОСМД) – это неприбыльное юридическое лицо, созданное собственниками жилищных и нежилых помещений для общего пользования, содержания и управления своим домом и придомовой территорией. ОСМД создается на основе права совместной собственности, чтобы решать, кто будет обслуживать дом, какие затраты будут понесены по содержанию дома и придомовой территории, кому сдавать в аренду нежилые помещения и тому подобное.
ОСН (кроме домовых, это еще и уличные, и квартальные комитеты, комитеты микрорайона) входят в систему местного самоуправления, иначе говоря, является своеобразными представительскими органами власти на своем микроуровне – то ли дома, то ли улицы, то ли квартала, то ли микрорайона. Однако самостоятельность ОСН является ограниченной тем, что разрешение на его создание дает соответствующий местный совет. То есть домовой комитет – это специфический орган власти, который представляет всех, кто проживает в доме (совладельцев и не-совладельцев квартир), но не имеет полномочий управлять домом, как ОСМД, а может лишь контролировать качество жилищно-коммунальных услуг, а также выполнять некоторые другие административные функции. Домовой комитет может быть как полноценным юридическим лицом, так и легализуемым путем уведомления.
ОСМД несет лишь управленческие полномочия, а не становится владельцем дома в целом. Совладельцами дома – как и в ОСМД, так и без ОСМД – как были, так и остаются владельцы квартир, если только свое право собственности они не передали объединению в установленном законом порядке. По своей форме ОСМД близки к уже известным с советских времен жилищно-строительным кооперативам.
Создавать домовой комитет или ОСМД – зависит от тех задач, какие жильцы ставят перед собой. Если идет речь просто о контроле за ЖЭКом, то достаточно и легализуемого путем уведомления домового комитета. Однако общественный контроль – это только контроль, а никак не эффективное управление своей собственностью.
В отличие от домового комитета, ОСМД именно решает, как обслуживать дом и куда тратить деньги, что в результате дает значительно более качественнее и более дешевое содержание своего дома. Но одновременно появляется и ответственность за дом, сбросить которую на кого-то уже не выйдет.

Альберт: Помогите подвигнуть местный энергосбыт на организацию приема отчетов по потребленной электроэнергии с использованием электронных средств связи! Уже XXI век, а мы все еще возим через весь город бумажки с одной или двумя цифрами – показаниями счетчиков. Да и в добавок устраиваются ежемесячные столпотворения к окошкам, в которых эти бумажки принимают. Сегодня нет проблем перевести миллионы гривен, сидя за компьютером в любой точке мира, но не передать показания счетчика в энерго-сбыт! Анахронизм!!!
– Думаю, этот вопрос в рамках постоянно действующей рабочей группы при «Запорожье-облэнерго» будет решен. Я скажу об этом на заседании рабочей группы. Думаю, это не та проблема, которую нельзя решить. Другое дело, что не у всех председателей ЖСК есть компьютеры. Поэтому некоторые будут сдавать в электронном виде, некоторые нет.

Наталья: Как формируется смета на содержание дома в ОСМД?
– Это очень обширный вопрос. Скажу только, что смета на содержание дома и придомовой территории, калькуляция затрат должна утверждаться общим собранием членов ЖСК или ОСМД после согласования ее направлений. Составляется эта смета и планируется по аналогии с Порядком формирования тарифов на содержание дома и придомовой территории. Сам дом знает, какие затраты он несет. Перечислю только основные. Если это девятиэтажный дом, там будет содержание лифтового хозяйства (т.е. техническое обслуживание лифтов), электроэнергия мест общего пользования, вывоз мусора, заработная плата персонала, дератизация, дезинфекция, уборка придомовой территории и лестничных клеток, содержание и техническое обслуживание внут-ридомовых сетей, текущий ремонт и т.д. Если кому интересно более подробно, можете подойти к нам, и на примерах мы все покажем. Буквально в прошлом месяце мы провели семинары во всех районах города именно по этому вопросу.

Видеоматериалы —

http://www.pravda.in.ua/online-video/onlayn-konferentsiya-s-liudmiloy-shants

Онлайн-конференция прошла в рамках проекта «Интернет на защите свободы СМИ» при поддержке Фонда развития СМИ Посольства США в Украине

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *