Ни имени нет и ни отчества
В 1952 году 6-й поселок официально получил новое имя – «Порт имени Ленина», но у горожан это название не прижилось. Они по-прежнему называли его любовно – «Шестым».
Сегодня историческая площадь полностью сменила свой облик. У нее новый современный европейский вид. Вместо рукотворного зеленого оазиса, как было задумано с самого начала, перед нами самые настоящие городские «каменные джунгли», где о растительности, влаге и уюте, таких необходимых южным промышленным городам, можно только помечтать. На современной площади шум, гарь, суматоха, скопление людей и машин. А ведь начало было обещающее: площадь в самом удобном месте города для жизни обычных рабочих людей, строивших свой утопический социализм.
Вы хотите узнать ее историю? Ведь здесь когда-то жили наши деды и прадеды, и аура строителей светлого будущего до сих пор витает на площади в объектах архитектуры, хранит дыхание той советской эпохи, которую еще помнят, а некоторые даже мечтают вернуть назад.
Площадь счастливых встреч
Этот жилой район начал строиться в степи в начале 1929 года. В те времена романтического социализма у 6-го поселка Большого Запорожья (такое имя было у нашего города) улицы не имели названий на манер заокеанских авеню и стрит, они были просто продольными и поперечными, обозначенные номерами. В начале строительства поселка проспект Ленина не являлся главной магистралью нашего города и имел обычное имя – Восьмая продольная. А вот проспект Металлургов был главной улицей Соцгорода и носил гордое, героическое имя, типичное для своего времени – аллея Энтузиастов имени Серго Орджоникидзе, как и положено по логике вещей той эпохи. Однако почтальоны, столь любимые жителями молодого поселка, не путались и приносили такие долгожданные и желанные вести вовремя и по адресу. Этому способствовала сквозная нумерация домов. Люди быстро запоминали: этот дом – 8а, а этот – водников, у этого – номер 100, у того – 32. Эта площадь всегда была самой шумной, самой многолюдной и, конечно же, самой посещаемой.
С раннего утра рабочие шли по аллее пешком к своим станкам, верстакам, металлургическим печам, на стройку объектов. Потом по улице поехали автобусы – первый городской транспорт. Они возили рабочих на «Запорожсталь» и Шамотный завод (современный огнеупорный). А вот по вечерам здесь была основная «стометровка». Улица становилась пешеходной. Главные жители этого района – молодежь. За неимением компьютеров, телевизоров и модных кафешек, они приходили сюда общаться. Отработав смену, перевыполнив план, надев свой лучший наряд, молодые люди стайками прогуливались то в одну, то в другую сторону. Здесь «билось сердце» нашего города, сюда влекло людей из других поселков, потому что было весело и интересно. В основном гуляла одна молодежь. Девушки и ребята знакомились, встречались, иногда влюблялись с первого взгляда, целовались в тени бульваров, часто бродили до утра, встречали вместе рассвет. А на следующий день вновь отправлялись на работу, к своим станкам, печам, цехам…
Музей под открытым небом
Наша площадь всегда была своеобразным музеем под открытым небом, потому что в ее центре устраивали промышленные выставки. Сначала на самом видном месте установили макет крупнейшей в мире гидроэлектростанции – нашего Днепрогэса. Здесь, у объекта, молодежь и назначала встречи. Потом выставку сменили. На постаменте установили новый макет – комплекса современных алюминиевых заводов. Удивляться было чему. Ведь это были первые в мире заводы, которые обеспечивали выпуск алюминия на одном месте и при непрерывном цикле. Однако «свято место пусто не бывает». Затем на нашей площади был установлен макет крупнейшего в Стране Советов металлургического комбината по производству качественной стали. Многочисленные экскурсии со всего мира начинали обзор города и главной стройки ХХ века именно от этой площади.
В 1932 году по Восьмой продольной пошел трамвай. Он соединил Старый и Новый город, между которыми располагалось богатое село Вознесенка. На площади появилась остановка «Аллея Энтузиастов».
В марте 1935 года две главные улицы заасфальтировали. У площади появился новый имидж современного социалистического города. К 1 мая здесь торжественно зажглись электрические огни. Лампочки и плафоны уличных фонарей привезли из самой Москвы. В центре площади установили архитектурно оформленный киоск газводы – высший шик того времени. В том же году возле трамвайной остановки на площади был открыт специальный магазин комнатных цветов. Городские газеты писали, что за один только сезон было продано 25 тысяч вазонов цветов. А ведь это были тяжелые голодные времена. Несмотря ни на что, 1935-й стал для площади особенным – в этот год проводили благоустройство района. На эти цели даже выделили 1 миллион рублей и создали специальную группу инженеров во главе с архитектором А.Т. Еселовичем, после войны ставшим главным архитектором Запорожья.