К 90-летию создания плана ГОЭЛРО-2

В первый бетон была замурована мемориальная плита с надписью. И если в начале работы на Днепрострое насчитывалось всего 15 строителей, то к концу стройки, в 1932 году, в коллективе работало уже 63 тысячи человек.
В сентябре 1928 года в Советской стране был объявлен конкурс на схематический проект Большого Запорожья. 5 октября этого же года Президиум Верховного Совета Народного Хозяйства УССР заслушал доклад о строительстве заводов-потребителей электро-энергии Днепростроя. 9 октября был одобрен их список. Это были предприятия, производящие электрическим способом «черный металл улучшенного качества». Проект передали на утверждение в Совет Труда и Обороны.
10 августа 1929 года руководство Днепростроя во главе с Александром Винтером получило разрешение начать работы по подготовке промышленной площадки. Все заводы черной металлургии, а также сопряженные с ними предприятия решено было строить в одном месте. Разработали и просчитали по всем параметрам восемь промышленных площадок, находившихся в разных районах возле плотины. Одна из них даже располагалась в плавневой зоне острова Хортица. Разработчики учитывали затраты на подготовку самой промплощадки, свойства и качества грунта, связь с транспортом: прохождение авто- и железных дорог, наличие пристани, стоимость обслуживания будущих заводов. В конце концов был выбран самый первый вариант – промлощадка под литерой «А». Экономически она являлась самой дешевой, а главное располагалась недалеко от гидроэлектростанции и будущего города. Ее размеры были гигантскими – 20 кв. км. Определяющим в выборе стало и то, что размещалась она на левом берегу Днепра. Это было важным фактором в случае военных действий. Правильность выбора лет через 10 была подтверждена полностью. Началась Великая Отечественная война, и Запорожье стало единственным городом, который смог вывести весь свой промышленный потенциал за Урал.
 

 

Большое Запорожье – вероятная столица новой социалистической страны
Украинское правительство уделяло огромное внимание строительству города на берегу Днепра, у порогов. В августе 1929 года в первой столице Украины – городе Харькове – собралась многочисленная конференция. В ней приняли участие не только инженеры, строители, архитекторы, но и представители науки и культуры, государственных и общественных организаций. Главным на совещании стал вопрос о строительстве нового социалистического города около Днепростроя, призванного обслуживать новые заводы. Это был необычный съезд, здесь собрались романтики и энтузиасты, люди, которые искренне верили или хотели верить в возрождение Украины.
В это время министром просвещения Республики Украины Николаем Скрыпником успешно проводилась политика украинизации. Было введено новое украинское правописание, кстати, актуальное и сегодня, обязательное знание языка для общественных, государственных и партийных деятелей. Николай Скрыпник мечтал, чтобы новый социалистический город у острова Хортица стал столицей обновленной Украины. Он надеялся начать жизнь нового социалистического государства с нуля. Прекрасно зная историю своей страны и народа, министр утверждал, что остров Хортица – это сердце и легкие Украины, что события, проходившие на его берегах, часто играли для Украины важную и даже определяющую роль, оказывались поворотными в судьбе, не раз возрождали гражданственность. Идеи Николая Скрыпника одно время находили серьезную поддержку в правительстве Украинской республики.

Новый поворот –  строительство алюминиевого комбината
Сейчас ученые говорят, что при выборе промплощадки проектировщики не учли близость города. Это не так. Специалисты просчитывали все: направление ветра, расположение жилой зоны, выбросы вредных веществ. Все эти данные есть в архивах. Просто изменилась экономическая обстановка. Вначале главным потребителем Днепровской электростанции был электрозавод, выпускающий качественный черный металл. 27 марта 1929 года на ленинградском заводе «Красный Выборжец» из отечественных материалов методом электролиза удалось получить первый промышленный алюминий. В 1930 году на базе ленинградского завода «Парвиайнен» был пущен опытный алюминиевый завод, и уже 11 мая 1930 года получены слитки первого советского алюминия. Время торопило. Успешное проведение этих опытов изменило направленность строительства заводов около Днепровской гидроэлектростанции. Советский энергетик Иван Александров, автор проекта Днепростроя, отмечал, что производство алюминия, нового и чрезвычайно важного для страны, экономически возможно исключительно в районе Днепровского строительства. Академик предложил строить новый алюминиевый комбинат в полтора километрах от станции. И уже весной 1930 года расположение алюминиевого комбината было утверждено. В новом проекте он занимал место зеленой зоны и находился практически рядом с Соцгородом.
В январе 1930 года начали строительство комбината «Днепросталь». 3 сентября был заложен алюминиевый завод, в октябре – ремонтно-механический завод. Проект первенца, гиганта алюминиевой промышленности Советской страны разрабатывался ленинградскими Гипромезом и Гипроалюминием под руководством профессора Е. Жуковского. План разработали быстро. Это был единственный в мире алюминиевый комбинат, который состоял из трех заводов: электролизного, электродного, глиноземного.
Разработкой металлокомбината «черного качественного металла» занимался харьковский Гипромез. 28 ноября 1930 года его проект утвердило Всесоюзное объединение «Сталь». Но введение в промышленную площадку алюминиевого комбината спутало все планы. У харьковских проектировщиков не было окончательных данных. Планы и указания постоянно менялись. Определились только с одной структурной единицей – заводом инструментальных сталей. Занимался им профессор К.П. Григорович. Мощность завода определили в 74 тысячи тонн, из которых намечалось получить 50 тонн качественного проката. Проект металлокомбината, уточненный и дополненный, утвердили только 16 ноября 1934 года.

Дымить – значит жить?
К концу 1932 году резко изменилась и политика партии, началась индустриализация, страна становилась на рельсы войны. Поменялись приоритеты, символы и цели. Теперь социализм строили, как завод, фабрику. Дымящие промышленные трубы были гордостью индустриальной эпохи. Люди верили, что это символ лучшей жизни.
Сегодня мы смотрим на эти вещи другими глазами. Индустриализация обернулась экологической катастрофой. Наш город занимает пятое место в стране по количеству вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу. А по выхлопам хлора, хлористого и цианистого водорода – вообще первое. Представьте, что 80 лет назад вся огромная страна гордилась и восхищалась дымящим Запорожьем. Ведь все, что сооружалось здесь, было по тем временам самым совершенным, мощным, прогрессивным. Крупнейшая в Европе гидроэлектростанция, огромный технологичный комбинат черной металлургии «Запорожсталь», самый мощный в мире завод ферросплавов, не имеющий аналогов по размерам и оборудованию, комплекс алюминиевых заводов, где впервые в мире весь цикл по добыче промышленного алюминия был сосредоточен в одном месте, завод «качественного черного металла» «Днепроспецсталь».
«Днепрострой», «Большое Запорожье», «Запорожсталь» – эти слова стали символами первых пятилеток и социализма в целом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *