К 90-летию создания плана ГОЭЛРО-3

Он разместился в старинном особняке по ул. Революции, 12. Руководителем стал профессора А. Эйнгорн. В Харьковском институте инженеров коммунального строительства (ныне – Харьковская национальная академия городского хозяйства) был создан архитектурный факультет.
000381В конкурсе на схематический проект Большого Запорожья принимали участие солидные архитектурные мастерские. Это коллектив под руководством А. Щусева – того самого, кто создал проект Мавзолея В.И. Ленина в Москве и который в 1918-1925 годах вместе с И. Жолтовским занимался разработкой проекта реконструкции Москвы – «Новая Москва». Этот план стал первой советской попыткой создать концепцию развития города. Также разработкой собственных проектов Большого Запорожья занимались коллектив Харьковского политехнического института под руководством профессора М. Сакулина, московские архитекторы А. Князев и А. Безпрозванный, коллектив Днепрогорода УССР под руководством В. Веснина. Лучшим был призван последний проект.
Генеральный план Большого Запорожья разрабатывал коллектив под руководством профессора П. Хаустова и экономиста Шейлаховского. В работе приняли участие молодые талантливые архитекторы И. Малоземов, Б. Приймак, В. Андреев, К. Касьянов, О. Клевицкий, В. Орехов. В дальнейшем они стали ведущими архитекторами нашей страны.
Специалисты работали с энтузиазмом, быстро и профессионально, и уже к марту 1932 года проект Большого Запорожья был представлен на обсуждение. Авторская бригада спроектировала город на полмиллиона жителей (в 1929 году здесь официально проживало только 70 тысяч человек). Запорожье было запланировано на огромной территории: от старого Александровска через богатое село Вознесенку до поселка Кичкас на правом берегу Днепра и на острове Хортица. Это был небывалый по размаху социальный заказ. Ничего подобного в мире еще не происходило. В строй вводились крупнейшая в мире гидроэлектростанция, современные заводы и совершенно новый тип города. Новаторский дух архитекторов находил применение не только в использовании современных конструкций и новейших материалов, но и в совершенно новом подходе к городской жизни: транспорту, шуму, зеленым насаждениям, местам отдыха. Главную улицу прорезали сквозные широкие магистрали, спускаясь к Днепру широкими бульварами. Молодые советские градостроители не только создавали престижный вид нового города, но и решали сложнейшие вопросы энергоснабжения, канализации и многого другого важного для жизни, но не видимого на первый взгляд.
По проекту архитекторов город состоял из семи совершенно самостоятельных, однако взаимо-связанных районов: Старый город на 180 тысяч жителей, Соцгород, Вознесеновка – на 160 тысяч жителей, Павло-Кичкас – 50 тысяч, Кичкас (Правый берег) – 50 тысяч, остров Хортица – 60 тысяч и резервный район – это современный Хортицкий (Бабурка). Площадь города определялась в 426748 га.
Главный район – это, конечно же, Вознесенка. Здесь должны были размещаться основные государственные, партийные, общественные и культурные организации: городской совет, Дом промышленности и кооперации, Дворец труда, центральная библиотека и многое другое. Обязательно между промышленной и жилой зоной планировалась защитная зеленая полоса от 1 до 6 км.
Остров Хортица – это санитарная зона. Здесь должны были размещаться центральный парк культуры и отдыха площадью 1000 га, а также физкультурные и спортивные сооружения, каких еще нигде не было. Планировали тут строить общественные здания на 30-40 этажей и даже жилые на 15-20 этажей. Считали, что грунт северной части острова выдержит такое строительство. Вокруг парка планировали разбить сады и виноградники.
Это был первый опыт подобного проектирования в Советском Союзе. Вокруг промышленной площадки и города шли широкие магистрали до 40 м шириной, с проезжей частью до 15 м и тротуаром до 6 м, рядом с магистралями – бульвары шириной до 100-150 м. Такая же широкая магистраль проходила над Днепром.
Впервые в СССР под жилые дома планировалось 15-20% площади, под проезды – 15-30%, остальное – под зеленые насаждения.
Проект был выставлен на всеобщее обсуждение и имел большой успех. Чертежи Большого Запорожья легко было отличить – на них обязательно где-то в верхнем углу изображали аэроплан.
Но времена изменились. Самовольно ушел из жизни Георгий Орджоникидзе – куратор промышленного строительства юга страны. В 1933 году затравленный Николай Скрыпник застрелился в своем кабинете, и идея о переносе украинской столицы в город за порогами умерла вместе с ним. И уже в июне 1934 года Киев опять стал главным городом нашего государства.
В 1935 году вышло постановление Президиума Всесоюзного Советского Народного Хозяйства, где указывались ошибки, просчеты и недостатки планирования Большого Запорожья. К главным недочетам относилась застройка острова Хортица жилыми и общественными зданиями повышенной этажности. А также отмечалось отсутствие экономических расчетов стоимости строительства всего города и отдельных его частей.
В это же время практически было закончено и основное строительство Соцгорода. Поселок №6 вошел в состав генерального плана застройки Большого Запорожья как самостоятельное, уже существующее, градостроительное образование. Деньги были выделены только на его благоустройство. Поэтому вокруг промышленной площадки стали расти временные поселки, состоящие из бараков. Ведь количество жителей действительно уже доходило до 300 тысяч человек, при этом рабочих рук все не хватало.
Годы шли. Началась война. А первый настоящий социалистический город, город мечты, так и не был построен. Он так и остался доброй светлой сказкой. Но вот совсем рядом с нами, в Германии, есть металлургический центр – город Айзенхюттенштадт, где эта мечта воплотилась в жизнь. Населенный пункт был построен по всем рекомендациям проекта Большого Запорожья. Это был первый соцгород в ГДР.
 

 

«Снятся людям иногда голубые города»
В 1936 году в Киеве проходила первая архитектурная выставка в советской Украине. Она размещалась в Украинском художественном институте. В Киев приехали ведущие архитекторы и скульпторы, художники и оформители со всех республик. Выставка представляла 1500 экспонатов и имела восемь разделов. Особой популярностью пользовался раздел застройки молодых городов. Его представляли макеты Большого Запорожья и Горловки из Донбасса. На выставке был и специальный раздел, где демонстрировались образцы местных материалов для оформления домов. Главная задача – дешевизна. Наш город показывал строительные материалы, в основе которых были отходы местных котельных шлаков, а также новый стройматериал – шлакобетон.
В 1938 году макет Большого Запорожья демонстрировался в советском павильоне на Всемирной выставке в Париже. В 1939 году он представлял СССР на выставке в Нью-Йорке, которая называлась «Мир завтра». 62 страны в празднично украшенных павильонах рассказывали о своих планах на будущее. 1300 прогрессивных фирм со всего мира показывали свои достижения. А среди них в советском павильоне, в зале транспорта и энергетики, стоял гигантский макет нового социалистического города – Большого Запорожья, плавно переходящий в диораму Днепрогэса, уже построенного Соцгорода и поселков на правом берегу Днепра. Даже после Второй мировой войны восстановленный промышленный комплекс вместе с макетом города Запорожья вызвал восторг у заокеанского города Чикаго, и не только у его посетителей, но и у авторитетных во всем мире профессионалов.

{odnaknopka}

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *