Древняя традиция «колыбельной» цивилизации
Он пытается разобраться «изнутри» в сохранившихся до наших дней древних обычаях и прикоснуться к закрытым для современников знаниям.
Со временем, накопив опыт, писатель пришел к неутешительным выводам, что современная цивилизация очень многое потеряла – целесообразность, объективность и реальность. Историк заметил, что все племена имеют одни и те же особенности везде, где только он не побывал: в Азии, в Северной и Южной Америке, в Африке, на островах Океании. Чтобы выжить, племя своим вождем выбирало самого мудрого человека. Это было оправдано. В бой он шел самым первым, ел последним и то, что оставалось. Пока старики и дети не наедались досыта, он не притрагивался к пище. Вождь имел меньше всего преимуществ и совсем не имел личного имущества. Если способности вождя вызывали сомнение или он допускал ошибки, его могли изгнать из племени или даже казнить. Когда мудрый вождь старел, он выбирал себе преемника и передавал все древние традиции и свой опыт непосредственно из уст в уста, чтобы не было каких-либо искажений.
И еще одно понятие, которое всегда неукоснительно соблюдалось, – врагом племени или каждого члена в отдельности не мог быть человек, если племя не знало его лично. Друг врага в племени тоже не считался врагом.
Последними носителями этих древних знаний в наших краях были запорожские казаки. Об этом свидетельствует казацкая традиция избрания кошевого атамана.
Выборы кошевого атамана на Сечи
Эту традицию хорошо описал известный украинский историк и этнограф Дмитрий Яворницкий в своей работе «История запорожских казаков».
Каждый год 1 января на Сечи проходили «рады» (советы) всех казаков, проживающих за порогами Днепра. За несколько дней до этого из зимовников и хуторов казаки спешили в свою столицу. Рано утром, умывшись холодной водой, все войско надевало на себя лучшие одежды и направлялось в сечевую церковь. Отстояв утреню и обедню, вкусно отобедав в куренях, под звуки залпа из самой большой пушки собирались казаки на сечевой площади. Вначале делили землю между куренями. Проходило это с помощью жеребьевки, потому что зимовники и хутора были разные: богатые и бедные. Да и находились в разных местах. Каждый курень хотел, чтобы его владения как можно дальше располагались от татарских границ. Земли хуторов и зимовников делили заново каждый год, чтобы между куренями не было зависти и склок.
Только к вечеру выбирали кошевого атамана. Довбыш бил в литавры, и на площади собиралось до пяти тысяч человек. Кошевой атаман, который избирался предыдущим собранием, спрашивал собравшихся на площади, хочет ли сечевое товарищество по старому обычаю сменить всю старшину и выбрать новую. Если товарищество было довольно, то на площади дружно кричали: «Вы – добрые паны, пануйте нами еще». Тогда кошевой, писарь, судья и есаул кланялись, благодарили за оказанную им честь, и все сообщество расходилось по домам. Если товарищество было недовольно и требовало смены руководства, то кошевой бросал на землю свою шапку. На нее он клал булаву, кланялся всем собравшимся до пояса и уходил в свой курень. За ним следовали войсковой писарь, судья, есаул. Если старшину обвиняли в серьезных преступлениях, то безжалостно и прилюдно карали смертной казнью прямо на площади. Не один кошевой атаман поплатился за это своей жизнью.
Когда избирали нового кошевого, то из толпы выкрикивали имена достойных кандидатов, которые потом уходили в свой курень и ждали приговора товарищества, чтобы не влиять на ход событий. После долгих, иногда очень тяжелых, переговоров останавливались на одном из кандидатов. За ним посылали. Избранный, по обычаю, отказывался. Тогда одни казаки брали его за руки, другие толкали в спину, третьи били по бокам. Таким образом избранник оказывался на главной площади, где ему торжественно вручали булаву и просили стать кошевым. Но вновь избранный кошевой атаман, по древнему обычаю, дважды отказывался, как бы ему не хотелось стать у руля, и только после третьего раза брал булаву в руки. Довбыш отбивал честь, а в это время старые казаки-сечевики, не один год прожившие на Сечи и прославившие ее подвигами, подходили к нему и обсыпали голову вновь избранному атаману песком и грязью, дабы он не забывал, что был избран равным ему товариществом и никогда не возвышался над ним. Вновь избранный кланялся на все четыре стороны и благодарил. «Дай тебе Боже лебединого веку и журавлиного крику», – говорило товарищество и точно так же начинало выборы судьи, войскового писаря, есаула, куренных атаманов. Судье вручали печать, войсковому писарю – каламар, а есаулу – жезл. На следующий день выбирали остальную старшину: кантаржия, пушкаря, писарей.