Блеск и нищета площади Соцгорода

Сегодня речь пойдет об исторической площади у бывшего Дворца культуры алюминиевого комбината. Исключительность ее в том, что она объединяет между собой промышленную и жилую зоны Запорожья.

Искусство и труд рядом идут
В далекие 30-е годы площадь замыкала уютный поселок №6. За ней шла железная дорога, дальше начинались бараки поселка Мелесиновки и корпуса алюминиевого комбината. Попасть из жилого района в промышленную зону можно было только по специально построенному пешеходному и автомобильному мосту.
Тогда на нашей площади располагался Клуб металлокомбината и строительства «Запорожстали». И хотя снаружи он выглядел довольно невзрачно – здание было барачного типа – но вот внутри него было комфортно и уютно. Или, возможно, так казалось. К тому же Клуб был хорошо оборудованным. Огромный для того времени зрительный зал, рассчитаный на тысячу посетителей, имел отличную акустику и удобно расположенные места. Сцена прекрасно просматривалась со всех концов зала. Сначала в этом здании размещались днепрокомбинатовские агитбригады, а потом начал работать самодеятельный театр. Художественным руководителем его был назначен А. Князев. Он долгое время прожил в нашем городе. В те годы этот театр был популярен и любим. Ставили здесь украинскую и российскую классику. В зале никогда не бывало свободных мест. А ведь город был избалован популярными артистами и самыми модными спектаклями. Советский бомонд того времени приезжал к нам, чтобы собственными глазами увидеть Днепрогэс, «Запорожсталь» и новый современный город, почувствовать ритм строительства социализма.
Популярность аматорского театра объяснялась тем, что режиссер интересно ставил спектакли, самодеятельные актеры играли с душой, необычными были даже декорации и костюмы исполнителей. Режиссер специально направил художника в командировку в соседний Днепропетровск к директору знаменитого исторического музея Дмитрию Яворницкому. Художник тоже вместе с актерами «болел» театром, в эскизах он в точности повторил подлинную одежду запорожских и украинских казаков, изготовил копии настоящего оружия, сабель, пистолей, а также зарисовал предметы быта.
В Клубе работало множество кружков. Особая слава была за шахматным. Именно здесь проводились первенства завода, города, поселка. В 1938 году представительница Большого Запорожья Софья Соколик стала чемпионом Украины по шахматам.
А вот самым модным тогда был бильярд. Его специально заказали и привезли из Москвы.
Иногда в Клубе гастролировали театры, певцы, цирковые и балетные труппы. Самым первым приехал на гастроли Московский театр под руководством народного артиста Рафаила Адельгейма.

Парк имени «труда и обороны»
Клуб металлокомбината построили на пустыре. В ноябре 1934 года возле него установили первую в городе, да и на всем юге Украины парашютную вышку, изображение которой сразу же обошло все союзные и республиканские газеты. (В те времена фотография была довольно дорогим удовольствием, поэтому в штате редакции работали рисовальщики.) На площади всегда было многолюдно, ведь прыгнуть с вышки приходили со всего города, а еще больше людей собиралось просто на нее посмотреть.
До войны в Советском Союзе были популярны военизированные занятия спортом. И Большое Запорожье не было исключением. В районе нынешнего шламоотстойника был устроен современный тир. Он никогда не пустовал: на стрельбы приходили классами, бригадами, цехами. В то время все советские люди, даже домохозяйки и домработницы, в обязательном порядке сдавали нормы ГТО («Готов к труду и обороне»). Они бегали и прыгали в противогазах с винтовкой за плечами, с завязанными глазами разбирали и собирали ее. Мне рассказывали очевидцы, что когда объявляли учебную газовую атаку, сдававшие зачеты граждане хватали первых попавшихся прохожих, надевали им противогазы или укладывали на носилки. Закон был строгий, отвертеться, отпроситься или откупиться было невозможно.

«В городском саду играет  духовой оркестр…»
Согласно градостроительному плану, разработанному в столице Украины – городе Харькове, вокруг нашего Соцгорода должна проходить зеленая зона. Вот поэтому было решено всю территорию до железной дороги превратить в городской парк культуры и отдыха площадью в 3,5 га. Работали быстро, с огоньком и задором. Всего за месяц посадили тысячу деревьев, соорудили эстраду, площадки для спортивных игр, библиотеку-читальню и даже детский городок. На центральной аллее разбили клумбы, открыли модную в то время танцплощадку. Территорию парка обнесли деревянным забором, который одновременно строили 40 плотников.
И вот уже 1 мая 1935 года состоялось торжественное открытие нового парка. Играл духовой оркестр, продавали газировку, парк освещали 95 фонарей и шесть специальных прожекторов, заказанных в Москве.
С одной стороны площадь выходила на аллею Энтузиастов (современный проспект Металлургов), в то время главную улицу поселка. К 1 мая аллею заасфальтировали, а вместе с ней и нашу площадь. С другой стороны площадь граничила с продольной улицей третьего квартала. Вдоль парка проходила дорога на железнодорожную платформу, связывающую поселок со старым городом и ремонтно-механическим заводом.
После присоединения Западной Украины в Запорожье на работу оттуда стали приезжать безработные. Их торжественно встречали у Клуба с хлебом и солью. Устраивали митинг, концерт и обязательно танцы. Это стало хорошей традицией. Безработным, приехавшим с семьями, в торжественной обстановке вручали ключи от комнат в общежитии и направление на работу на заводы города.

Второе рождение заводского ДК
Во время войны район Соцгорода сильно пострадал от бомбежек. Клуб металлокомбината был разрушен до основания, а парк обгорел. Вся территория была завалена мусором и хламом. В районе парка оставшиеся без крова люди рыли землянки, ставили глинобитные домики.
Для строительства Дворца культуры алюминиевому заводу (теперь – ЗАлК) выделили место в центре нового города. Это был район современной городской больницы №10 на бульваре Шевченко. В то время там стояли добротные домики богатого села Вознесенки. Но директор алюминиевого завода был реалистом и практиком. Ведь только что закончилась война, и Запорожье лежало в руинах. Он хорошо понимал, что сначала нужно дать людям жилье, необходимо восстановить разрушенный город, а потом уже сносить сельские домики, пригодные для жизни, и строить новый населенный пункт на месте роскошного села Вознесенки. И директор с немалым трудом добился, чтобы для заводского Дворца культуры выделили территорию рядом с заводом, около железной дороги, у заброшенного парка. И не прогадал.
В те времена строили быстро, и уже в начале 50-х типовое здание Дворца культуры приняло первых посетителей.

Памятник «отцу» советского алюминия
Клуб алюминщиков долгое время носил имя советского партийного деятеля Сергея Кирова. И хотя сам Киров ни разу не был в Запорожье, к нашему городу он имеет прямое отношение. Сергей Миронович руководил Ленинградом и восемь лет курировал советскую алюминиевую промышленность. Под его непосредственным руководством был получен первый советский промышленный алюминий. Киров руководил внедрением в нашем городе новой непрерывной технологии получения этого ценного металла. Сергей Миронович лично, но только в Ленинграде, встречался с запорожскими специалистами, проводил совещания и учебу.
Поэтому Дворец культуры носил имя Кирова, а в 1956 году на площади установили ему памятник. Авторы – выдающиеся скульпторы Иван Кавалеридзе и Галина Петрошевич. Галина Львовна – народный художник, заслуженный деятель искусств. А вот об Иване Петровиче Кавалеридзе расскажу чуть подробнее.
{odnaknopka}

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *