Этот злополучный Народный дом
Трезвый – значит здравомыслящий
Религиозное братство во имя Покрова Пресвятой Богородицы в 1898 году предложило городскому комитету опекунства по трезвости создать своеобразный культурно-просветительский центр. Под трезвостью в царской России понималась не только зависимость от дурманящих веществ и ядов, но и зависимость от других греховно чувственных возмущений душевного спокойствия человека: блуда, жадности, воровства, гордыни. Трезвость – это здравомыслие, уравновешенность, разумность, нормальное психоэмоциональное состояние человека, избавление от пороков.
При капитализме гигантскими темпами начали расти города. И селяне из спокойной и размеренной жизни в деревенской общине попадали в стрессовую обстановку города. Здесь действовали другие законы, кипела и бурлила совсем иная жизнь. У людей терялись духовные и нравственные составляющие души. Они старались заработать много денег, а остальное их мало интересовало. Чтобы вернуть эмоциональное равновесие людей в городах, по всей России начали создавать комитеты опекунства по трезвости.
Для такого культурно-просветительского центра было необходимо здание, в котором можно разместить бесплатную библиотеку, читальный зал и небольшую аудиторию, где бы проводились публичные лекции, концерты, спектакли и общеобразовательные курсы. Эти же цели ставило перед собой и Александровское городское управление по организации народных чтений. Оно планировало проводить лекции по географии, истории; гигиене, давать элементарные юридические консультации и устраивать курсы по некоторым прикладным предметам. Все эти намеченные мероприятия должны были устраиваться для всех жителей города и пригородов, но особенно для беднейших слоев общества. Планировалось проводить их для просвещения, и чтобы центр мог стать своеобразным народным университетом.
Здание в центре города
Мэр города Ф. Мовчановский был прогрессивным человеком. Он выделил для таких мероприятий участок земли в самом центре Александровска – на Пушкинской площади – и 50 тысяч рублей из городской казны. Покровское братство дало 1350 руб-лей, деньги вносили и рабочие организации, железнодорожные мастерские.
В конце 1903 года здание сдали в эксплуатацию, но то, о чем мечтало Покровское братство, получить не удалось. Консервативная часть городского совета и комитета опекунства решила, что «в городе еще рановато создавать народный университет». И хотя официально здание все же назвали Народным домом, но в нем разместилась братская библиотека и обычная чайная. Иногда в здании проводились религиозные праздники, танцевальные вечера, народные гуляния, а если и читались лекции, то только на тему пьянства, указывая на него как на зло, пропагандируя безалкогольный образ жизни.
В годы первой русской революции (1905-1907) в здании размещались казаки, а потом и пехота. В 1908 году дом бесплатно арендовали «Русское народное собрание» и «Городской отдел Союза русского народа». Только в 1909 году наконец-то здание отдали опекунству по народной трезвости, но уже в феврале 1910 оно было реорганизовано. Здесь начал работать один из первых городских кинотеатров.
В калейдоскопе истории
После февральской революции в июне 1917 года Александровская городская дума на своем заседании бесплатно отдала здание обществу «Просвита». Здесь должны были находиться библиотека, читальный зал и аудитория, где и планировалось проводить культурно-просветительские мероприятия. Но уже в январе 1918 года при установлении советской власти в доме находятся советские учреждения. В апреле 1918 года городом завладели украинские сечевые стрельцы под командованием сотника Вильгельма фон Габсбурга. Они провели парад своих войск возле Народного дома. Вильгельм был внуком австрийского императора Франца-Иосифа, племянником Альфонса III, короля Испании. О пребывании королевича на запорожской земле вспоминал генерал Омельянович-Павленко: «…оставил о себе добрую память как человек, как военный и как политик».
Дорогие читатели, вы, наверное, слышали об украинском поэте Василии Вышиванном? Так это литературный псевдоним королевича Вильгельма. Вот как раз Вышиванный и поддержал общество «Просвита», которое активно проводило культурно-разъяснительную работу — в это время в городе читались лекции по украинознавству, начала выходить газета на украинском языке.
В марте 1919 года в здании Народного дома проходила Александровская конференция представителей социалистической молодежи, был образован городской комитет комсомола, первым секретарем избран Василий Осит. В этой конференции принимала участие легендарная личность – деятель международного и российского революционного социалистического движения; член первого большевистского правительства, народный комиссар общественного призрения А. Коллонтай.
В октябре 1920 года, когда советская власть победила окончательно, в здании разместились музей и архив города, первым директором которого стал Яков Павлович Новицкий. Потом здесь находились Клуб рабочих и красноармейцев и Клуб водников, одновременно работал и кинотеатр. Когда 28 февраля 1928 года в здании выступал В. Маяковский, это был Клуб совторгслужащих.
В период оккупации Запорожья немецкими войсками здесь находилась община Покровского собора, а после войны в доме уже окончательно стал работать кинотеатр имени Ленина.
Что же ждет тебя впереди?
Но на этом история не заканчивается: в начале 70-х годов было решено произвести реконструкцию кинотеатра, а на его базе создать огромный культурный комплекс, в центре которого должен разместиться крупнейший в городе кинотеатр с многоярусными посадочными местами. Какова роль отводилась Народному дому — неизвестно. Возможно, он оставался прежним зданием или, может, вообще должен был исчезнуть с наших глаз навсегда, или реконструкция проводилась бы только внутри здания. Но, как и 70 лет назад, из Народного дома культурный центр так и не получился.
Интересно, как сложится дальнейшая судьба здания, ведь ему уже более 100 лет! Поживем – увидим!