ОСМД выступают против инициатив Минфина о льготах и субсидиях
На ресурсе «ПроОСББ» 8 февраля появилось коллективное обращение украинских Обществ совладельцев многоквартирных домов к Кабинету министров Украины с аргументами против предложенных Министерством финансов изменений в порядок начисления льгот и субсидий для ОСМД. Мы приводим текст этого документа полностью:
Ознакомившись с проектом постановления Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины», мы вынуждены констатировать, что глобально требования ОСМД остались неуслышанными. Предложенные Минфином изменения являются противоположностью тому, что требовали ОСМД страны.
Задача была: обеспечить выплаты гражданам в домах ОСМД с 1 января 2018 года. Зато предложенные изменения снова затягивают ОСМД в круг «начислений и (не) возмещений» льгот и субсидий и предлагают соседу платить за соседа.
«Костью собаке» выглядит предложение дополнить Постановление Кабинета Министров Украины от 21 октября 1995 года № 848 «Об упрощении порядка предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива» положением о выплате субсидий в денежной форме по заявлению гражданина. Эту норму предлагается ввести только с 1 апреля 2018 года. При этом неурегулированными остаются вопросы:
1. Выплаты в денежной форме льгот;
2. Выплаты в денежной форме субсидий за период с января по март 2018 года. Напоминаем, что требованием ОСМД была реальная монетизация льгот и субсидий уже с января 2018 года. ОСМД уже провели начисления за январь, и значительная часть сделала это без учета льгот и жилищных субсидий;
3. Как выплачивать субсидию гражданам, которые не подали заявления, после 1 апреля 2018 года;
4. Отсутствие механизма выплаты льгот и жилищных субсидий в денежной форме гражданам в Порядке финансирования расходов местных бюджетов на осуществление мероприятий по выполнению государственных программ социальной защиты населения за счет субвенций из государственного бюджета, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 4 марта 2002 года № 256 (далее — Порядок).
Поэтому упомянутая норма выглядит скорее костью, которую бросают ОСМД, чтобы закрыть им рот, чем реальным решением проблемы. Ведь на самом деле, как видно из других предложенных изменений (о них — ниже), объединениям предлагают и дальше «играть» в выплату льгот и субсидий за счет совладельцев многоквартирных домов и на условиях Минфина.
Поэтому просим Кабинет Министров Украины утвердить реальный механизм выплаты в денежной форме и льгот, и жилищных субсидий, начиная с периода за январь 2018 года.
Проект изменений, которые Министерство финансов Украины предлагает внести в Порядок, является неприемлемым для ОСМД по следующим причинам:
1. Проект не предусматривает выплаты льгот и жилищных субсидий в денежной форме непосредственно гражданам — получателям этих видов социальной помощи — на банковские счета, начиная уже с января 2018 года. Хотя именно это было требованием ОСМД Украины. Авторами проекта проигнорирован тот факт, что начисления за январь 2018 года уже проведены, и ОСМД страны провели эти начисления без учета льгот и субсидий — на полную сумму взносов, утвержденных общим собранием.
2. Проект предусматривает распространение действия Порядка на ОСМД и, соответственно, дополнения текста Порядка словами «объединение совладельцев многоквартирного дома» — фактически, предлагается поставить ОСМД в один ряд с «поставщиками услуг». При этом общий подход Порядка остается таким, что «поставщики услуг» и в дальнейшем должны сначала выполнить вместо государства его социальную функцию — предоставить льготнику или получателю жилищной субсидии скидку платежа в размере льготы или субсидии, а затем обратиться в органы социальной защиты за ее возмещением. Такой подход противоречит положениям действующих законодательных актов, в частности ст. ст. 4, 22, 25 Закона Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» относительно статуса и полномочий ОСМД. Такой подход не учитывает экономической логики функционирования ОСМД как неприбыльной организации, основным источником финансирования которой являются взносы совладельцев. Такой подход снова переносит бремя социальной функции государства на плечи ОСМД — а на самом деле на плечи той части совладельцев, которые полностью оплачивают свои взносы, и по несколько месяцев вынуждены платить за себя и еще за соседа-льготника или «субсидианта», ожидая, пока Минфин «возместит» предоставленные льготы и субсидии. Предложения Минфина не учитывают главного — описанный в Порядке механизм будет действовать, только если ОСМД согласятся «предоставлять» (то есть, учитывать при проведении начислений взносов) совладельцам льготы и жилищные субсидии. А ОСМД страны уже отказались от этого, и провели начисления за январь 2018 года без учета льгот и субсидий. Итак, предложенное Минфином распространение на ОСМД действия Порядка не отвечает актам высшей юридической силы и не имеет смысла по сути, поскольку действующее законодательство не предусматривает обязанности ОСМД считать предоставленные государством льготы и субсидии при расчетах с совладельцами.
3. Проект и в дальнейшем предполагает открытие текущих счетов со специальным режимом использования в органах Казначейства всеми «участниками расчетов», к которым теперь предлагается отнести и ОСМД, кроме «субъектов хозяйствования, объединений совладельцев многоквартирных домов, жилищно-строительными кооперативов, поставляющих тепловую энергию, производимую из альтернативных видов топлива и предприятий-поставщиков (производителей) альтернативных видов топлива». Возможно, это — следствие некачественной подготовки документа, но пока формулировка звучит так, что «спецсчета» должны открывать все «участники», кроме тех, кто поставляет тепловую энергию, производимую из альтернативных видов топлива.
4. Проект предлагает ограничить ОСМД, которые «производят / поставляют тепловую энергию совладельцам дома», в их праве самостоятельно распоряжаться своими средствами — определяет «целевое назначение», согласно которому такие ОСМД могут использовать суммы полученного возмещения. При этом Министерство финансов, очевидно, забывает, что «возмещение» — это возвращение средств, фактически заемных государством у «поставщиков услуг» и ОСМД, а не подарок из бюджета. Проект вообще не предусматривает механизма возмещения льгот и субсидий ОСМД, которые получают коммунальные услуги как коллективный потребитель или имеют собственные системы автономного питьевого водоснабжения. Такой подход лишний раз подтверждает, что ОСМД вообще не стоит выступать посредником в расчетах государства с льготниками и получателями субсидий.
Мы возражаем против предлагаемых изменений, поскольку глобально наши требования остались неуслышанными. Предложенные Минфином изменения являются противоположностью тому, что мы требовали. Поэтому мы просим Кабинет Министров Украины отклонить предложенный Министерством финансов проект постановления.