Водные баталии

Напомним, что основная масса горожан проживает в домах коммунальной собственности и частном секторе. И лишь около 10% потребителей на сегодняшний день представляют общества совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) и жилищно-строительные кооперативы (ЖСК). Большинство конечных потребителей услуг «Водоканала» имеют на руках прямые договоры с этим коммунальным предприятием, что нередко вызывает неудовольствие членов кондоминиумов, которым приходится покрывать потери и убытки поставщика.

Неравный брак
Сегодня горожане массово устанавливают в квартирах счетчики, и в скором времени в большинстве многоквартирных домов Запорожья все жильцы перейдут на систему внутриквартирного учета потребления воды. А значит, коммунальному предприятию придется самостоятельно нести убытки в связи с различными потерями внутридомовых и дворовых сетей.
Возможности устанавливать в своих квартирах счетчики и оплачивать лишь реально потребленную воду лишены совладельцы многоквартирных домов. С ними «Водоканал» не заключает прямых договоров. Счет за общее количество потребленной воды, в соответствии с показаниями общедомового счетчика, «Водоканал» выставляет юридическому лицу – кондоминиуму. А председатели ОСМД и ЖСК, в свою очередь, вынуждены распределять эту сумму между всеми жильцами, независимо от реальных объемов потребления ими воды. Доходит до смешного – недовольные жильцы самостоятельно устанавливают в своих квартирах счетчики и в соответствии с их показаниями перечисляют деньги «Водоканалу». Но коммунальное предприятие, имеющее многомиллионные долги (например, по кредиту ЕБРР), отказывается от живых денег, поскольку не имеет договорных отношений с конечными потребителями.
Сегодня в стране в целом и в Запорожье в частности в разгаре реформа жилищно-коммунального хозяйства. В ее рамках горожан понукают к созданию ОСМД и принятию на свой баланс домов. Процесс пока идет со скрипом – опыт уже созданных объединений не вдохновляет запорожцев следовать по этому пути. Среди трудностей – и невозможность подписания прямых договоров с поставщиками коммунальных услуг. Именно об этом шла речь на пятничном заседании рабочей группы.
В первую очередь для подписания прямых договоров необходимо соответствующее решение городского исполнительного комитета, поскольку «Водоканал» – коммунальное предприятие, предоставляющее услуги городской громаде. Подготовка проекта такого решения – одна из задач рабочей группы, в которую вошли представители исполкома, «Водоканала» и несколько председателей ОСМД и ЖСК.

Базарный день
Предварительный вариант решения исполкома в пятницу был предложен на рассмотрение десяткам председателей жилищных объединений, вместе с проектом договора. Изучить документы и подготовить свои предложения «жилищники» должны до 13 марта, когда состоится очередное заседание рабочей группы. Впрочем, в этом процессе уже не обошлось без трений.
Альтернативный проект решения исполкома и договора с КП подготовила Запорожская общественная организация «Объединение жилищно-строительных кооперативов, совладельцев многоквартирных домов «Виктория». Совсем недавно активистам «Виктории» удалось добиться решения о заключении прямых договоров между членами кондоминиумов и поставщиками электроэнергии на условиях, устраивающих ОСМД и ЖСК. Инициативы этой организации несколько отличаются от предложений «Водоканала», положенных в основу проекта, рабочей группы. Председатели домовых сообществ рассмотрят разработки обеих сторон.
Наибольшую полемику вызвала проблема «бесхозных» дворовых сетей водоснабжения. Председатели ЖСК и ОСМД видят единственно возможную форму сотрудничества с «Водоканалом» в поставке воды к срезу обслуживаемого дома. Жильцы берут на себя содержание внутридомовой сети водоснабжения, а КП принимает на баланс дворовые и квартальные сети. Присутствовавшие на заседании представители «Водоканала» и городской власти против такой постановки вопроса публично не возражали. По словам председательствовавшего зама мэра Андрея Иванова, только в текущем году были приняты в коммунальную собственность две такие сети.
Однако проблема заключается в том, что многие внутридомовые сети – транзитные, обеспечивающие водой сразу несколько зданий. Один из председателей жаловался на то, что его задвижка находится в соседнем доме и он не имеет к ней доступа. Его нежелание обслуживать дворовые коммуникации и нести ответственность за потери понятно. Выходы предлагались различные: кто-то настаивал на установке новых заглушек за счет «Водоканала», кто-то соглашался на обслуживание сетей во дворе, но требовал «платить за транзит, как Украине за ГТС». Происходящее вызвало опасение, что компромисс не будет найден в текущем месяце, как надеются члены рабочей группы.

Викторианская эпоха
Большинство кондоминиумов ориентируются в переговорном процессе на позицию уже упоминавшейся «Виктории». Ее председатель Людмила Шанц озвучила предложения, соответствующие интересам жильцов, на основе которых, вероятнее всего, и будет найден компромисс. Среди них – отмена спорного решения горисполкома №200 от 28 апреля 2011 года.
– Согласно существующим договорам, «Водоканал» поставляет на площадку ЖСК или ОСМД питьевую воду для нужд холодного и горячего водоснабжения, – рассказала Людмила Шанц. – Жилищные объединения, в свою очередь, должны обеспечить передачу воды теплосетям, которые ее подогреют и по своей сети доставят жильцам. Кто надоумил исполком принять это решение? Оно абсурдно. Такой услуги, как «питьевая вода для подогрева» не существует. Согласно решению исполкома №25 от 29 января 2009 года, «Водоканал» определен исполнителем жилищно-коммунальных услуг для населения по централизованной поставке холодной воды и централизованного водоотведения. Поэтому мы требуем отменить решение №200.
DON_3020Судя по тому, что с официального сайта мэрии указанное решение исчезло, городская власть согласилась с аргументами «Виктории».
– Мы понимаем, что возможность заключать прямые договоры с КП «Водоканал» имеет огромное значение для ОСМД и ЖСК и облегчает их работу, – сказал Андрей Иванов. – Ведь не забота людей разбираться в потерях поставщика, искать виновных и отвечать за то, что кто-то сдает показания несвоевременно или попросту ворует воду. Эта проблема рассматривалась на совещаниях рабочей группы и совместных встречах с представителями кондоминиумов, общественных организаций и КП «Водоканал». Теперь необходимо подготовить договор, который удовлетворит и защитит интересы ОСМД и ЖСК, а также предусмотрит четкий механизм работы по прямым договорам.
Директор КП «Водоканал» Владимир Бычихин отметил, что возглавляемое им предприятие готово приступить к заключению прямых договоров с жильцами, но подчеркнул важность четкого разграничения ответственности за внутридомовые коммуникации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *